Значение МЕРВ СТАРЫЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

МЕРВ СТАРЫЙ

Под этим именем была известна с древнейших времен страна, расположенная в области низовьев реки Мургаб, в Средней Азии; впоследствии то же название было нередко приурочиваемо к одному из главных городов этой страны, в 1790 г. разрушенному бухарцами, причем и значительная часть цветущего Мервского оазиса, вследствие уничтожения Султан-бендской плотины на реке Мургаб, питавшей оросительные каналы, подверглась запустению, в котором остается и поныне. От прежнего величия М. остались лишь следы ирригационных канав в восточной, пустынной ныне части Мервского оазиса и развалины домов, мечетей, стен, укреплений, городищ, мавзолеев, гробниц и проч., покрывающие десятки квадратных верст в окрестностях станции Байрам-Али Закаспийской железной дороги. Скудное население М., изнемогая в борьбе с недостатком воды, частью разбрелось в разные стороны, частью же стало группироваться (в первой четверти текущего столетия) в западной части Мервского оазиса, где возникнул с течением времени М. Новый (см.). Расположенный между Ираном и Тураном, странами разноплеменными и постоянно враждовавшими между собой, М. в течение многих веков своего существования то достигал значительного благоденствия и довольно высокой культуры, то подвергался страшным опустошениям и становился обиталищем полудиких разбойничьих племен, наводивших ужас на оседлое население соседних стран. В последнем фазисе М. в 1884 г. был присоединен к России. В первый раз имя М. встречается в форме "Моуру" (Мар, Моур у туркмен; Маргиана у классических писателей; в восточной литературе М. придаются иногда эпитеты: Шахджан — царская душа или Шахджехан — царь мира) в священных книгах персов (Вендидад), где о М. говорится как о третьем (Балх, Герат) месте изобилия, созданном Ормуздом. Древнейшая история М., до первых столетий христианской эры, в сущности неизвестна и составляет лишь предмет более или менее удачных догадок. В начале IV в. несториане имели в М. своих епископов. В VII в. христианство стало здесь исчезать под влиянием исламизма, водворившегося окончательно в Х в. под владычеством арабов. В начале XI в. М. становится столицей сельджуков, из которых в особенности замечателен султан Санджар (умер в 1157 г.), много способствовавший украшению М. и построивший Султан-бендскую плотину на Мургабе (развалины мавзолея султана Санджара — одни из самых грандиозных и интересных в Старом М. и поныне). В начале XIII в. богатый и цветущий М. был взят и разорен сыном Чингиза, Тули-ханом; по преданию, при этом погибло до 1300000 жителей. После этого страшного погрома город М. возродился лишь через 200 лет, когда сын Тимура, Шахрох, был назначен правителем Хорасана (1396). В конце XV в. M. овладели узбеки, которых в 1510 г. сменили персы. В течение почти трех веков, до погрома 1790 г., М., отчасти вместе с Хорасаном, то находился попеременно под властью Персии, Бухары, Хивы, отчасти и Афганистана, то пользовался самостоятельностью.См. "Материалы по археологии России. № 16. Древности Закаспийского края: Развалины Старого М." профессора В. А. Жуковского, с рисунками и таблицами.В. М.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.