старинный способ точного обозначения длительности нот. Первые шаги в определении длительности видны в хоральной ноте, состоящей из ромбоидальной головки, с шейкой или без нее, и встречающейся в рукописных антифонариях и служебниках XII в. Развитие М. теории начинается в конце XII или начале XIII в. с Франкона Кёльнского. В М. теории всех нот разной длительности было 8: maxima b37_092-1.jpg , longa b37_092-2.jpg , brevis b37_092-3.jpg , semibrevis b37_092-4.jpg , minima b37_092-5.jpg , semiminima b37_092-6.jpg , fusa b37_092-7.jpg , semifusa b37_092-8.jpg . Maxima (или duplex longa) была вдвое больше longa, longa — втрое больше brevis, когда она не чередовалась с последней, и вдвое больше, когда с ней чередовалась, brevis — втрое больше semibrevis, если с ней не чередовалась, и вдвое — если чередовалась, и т. д. Для увеличения длительности нот около ноты ставилась точка. Такой прием назывался альтерацией. Вышеприведенные ноты окончательно выработались к XV в. Трехдольное деление нот называлось tempus perfectum, двухдольное — tempus imperfectum. Brevis соответствовала нашей двойной целой ноте. Деление музыки на такты появилось лишь в XVI в. К этому же времени М. теория начинает понемногу уступать место новейшему ритмическому изображению в музыке. М. теорию разрабатывали Вальтер Одингтон (XIII столетие), Иероним Моравский (XIII столетие), Иоанн Мурский (XIV столетие), Маркет Падуанский (XIV столетие), Филипп Витрийский (XIII столетие), Тинкторий (XV столетие), Гафорий (XVI столетие).Н. С.
Значение МЕНЗУРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое МЕНЗУРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012