знаменитый актер, родился 12 июля 1816 г.; отец его был управляющим у помещицы Сухозанет, по протекции которой М. был принят в Театральное училище (1827). Вначале М. был отдан на обучение известному балетмейстеру Дидло (см. соотв. статью). По выходе Дидло в отставку, М. стал рисовать декорации и растирать краски. В 1831 г. ему случилось сыграть роль лакея в водевиле “Знакомые незнакомцы”, на школьном спектакле; он заинтересовал своей игрой директора, который перевел его в драматический класс. Под руководством П. А. Каратыгина (см. соотв. статью), М. с жаром принялся за изучение комических ролей, в 1832 г. дебютировал в водевиле “Филатка и Мирошка”, а в 1835 г. был выпущен из Школы. В 1840 г. он блестяще сыграл заглавную роль в водевиле Ленского: “Лев Гурыч Синичкин”; Белинский обратил на него внимание. На 609 рублей ассигнациями М. приходилось содержать себя и семью; ему случалось, за недостатком свечей, изучать роли при свете Луны. В 40-х гг. М. стал получать серьезные комические роли. Он играл Бобчинского и Хлестакова в “Ревизоре”, Подколесина в “Женитьбе”, Ихарева в “Игроках” Гоголя, Бартоло в “Севильском цирюльнике”, Загорецкого в “Горе от ума”, могильщика в “Гамлете”, Гарпогона, Журдена, Сганареля и Жеронта в мольеровских пьесах, проявляя порой сильный драматизм, среди неподражаемо-тонкого и веселого юмора. Эта специфически-мартыновская особенность игры могла вполне развиться лишь в 50-х гг., благодаря пьесам Островского, Потехина, Писемского и др. Первая роль, благодарная для этого “драматического комика”, была роль Михайлы в пьесе Потехина “Чужое добро впрок нейдет” (1855 г.); другой подобной же ролью была роль Боярышникова в пьесе Чернышева: “Не в деньгах счастье” (1859). В этот период лучшими ролями М. были: Дурнопечин (“Ипохондрик”, Писемского), Расплюев (“Свадьба Кречинского”), Фамусов, Бальзамиинов (“Праздничный сон до обеда”, Островского), Калибан (“Буря”, Шекспира), Ладыжкин (“Жених из долгового отделения”). М. стал любимцем публики; материальное положение его улучшилось; между тем, здоровье его расстраивалось: развивалась чахотка. Летом 1858 и 1859 г. М. ездил за границу, но безуспешно. Он, однако, продолжал играть и создал два крупных драматических типа: Тихона Кабанова, в “Грозе” Островского, и Трубина, в драме Чернышева “Отец семейства”. Весной 1860 г. М. отправился в Крым, с Островским, но по дороге давал спектакли и окончательно измучился; умер на обратном пути в Петербург, в Харькове, 16 августа 1860 г. Тело его было торжественно встречено в Москве и 13 сентября, при небывалом стечении народа, погребено в Петербурге, на Смоленском кладбище. Как человек, М. отличался редкой скромностью и отсутствием самомнения.См. некролог И. И. Панаева (“Литературные воспоминания”, СПб., 1888) и биографию М. в приложении к биографии Щепкина, А. А. Ярцева (в “Биографической библиотеке”, изд. Ф. Павленкова).Вс. Ч.
Значение МАРТЫНОВ АЛЕКСАНДР ЕВСТАФЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое МАРТЫНОВ АЛЕКСАНДР ЕВСТАФЕВИЧ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012