Значение слова МАНСИПАЦИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

МАНСИПАЦИЯ

древнеримская форма приобретения власти (manus, см.), торжественный договор покупки, состоявший в отвешивании особым лицом, весовщиком (libripens), кусков меди (заменявшей в древности монету и представлявшей покупную цену) и в переходе продаваемой вещи в обладание покупателя. Совершался этот договор в присутствии пяти свидетелей — представителей, как думают некоторые историки, пяти классов римского народа. С введением чеканных денег в обряде произошли соответствующие изменения: медь более не взвешивалась, а куском ее лишь ударяли по рукам. Захват вещей рукой также потерял свое значение, когда дозволена была М. сразу многих вещей. С течением времени происходят изменения и в значении самой формы. Из покупного договора М. становится мало-помалу общей формой приобретения собственности на res mancipi, как возмездного, так и дарственного, обращаясь в то, что сами римляне называли imaginaria venditio. С помощью оговорок при акте (так наз. lex mancipii), получивших юридическую силу, М. служила и для заключения других сделок. напр. залога (фидуции), завещания и т. д. Как форма заключения брака с manus. M. носит название коэмпции (см. Брак); М. для заключения займа называлась nexum (см.). Вся совокупность мансипационных сделок носила название сделок per aes et libram, т. e. "совершаемых через отвешивание меди". В истории римского права М. — одна из самых устойчивых форм. Она упоминается еще в IV в. по Р. Хр. и лишь в юстиниановом праве вытесняется окончательно простой традицией (см.).В. Н.Манцони Александр(гр. Manzoni) — знаменитый итал. поэт и романист (1784-1873). По матери доводился внуком Беккарии. По окончании курса наук в Павийском унив., М. отправился в Париж, где имя деда открыло ему доступ в кружок идеологов — Дестю де Траси, Фориеля, Тара, Вольне. Особенно М. сблизился с Фориелем и посвятил ему впоследствии свою трагедию "Граф де Карманьола". Впервые М. выступил на литературное поприще с элегией, написанной в память друга его семейства: "In morte di Carlo Imbonati" (1806). Среди довольно холодных стихов (подражание древним классикам) в этой элегии славится трехстишие:Non far tregua coi vili; il santo veroMai non tradir; n? proferir mai verboChe plauda al vizio, о la virt? d?rida.(никогда не примиряться с низостью, никогда не изменять истине, никогда ни единым словом не поощрять порока и не осмеивать добродетели). Это трехстишие стало как бы программой, которой поэт следовал в течение своей долгой и славной жизни. Вернувшись в Милан, М. издал (1809) поэму "Уранию", на мифологический сюжет, довольно посредственную и слащавую, на которую сам впоследствии смотрел, как на грех молодости. Несмотря на ранние порывы к свободомыслию, М. был склонен восторгаться поэтическими католическими сказаниями, а вскоре, под влиянием жены, сделался ревностным приверженцем католицизма. Его "Inni Sacri" (Милан, 1810) посвящены важнейшим католическим таинствам и праздникам; разрывая с прежде излюбленными языческими формами, М. всецело отдается здесь преобладающему в нем всегда лиризму. В то время в Италии только что зарождался романтизм. М. захотел пойти далее робких попыток Сильвио Пеллико и Уго Фосколо; сочиненная им трагедия "Граф Карманьола" (1820), навеянная гётевским "Гетцем фон Берлихинген", возбудила против автора сильнейшее негодование всех врагов новой школы. На нападки критиков М. отвечал письмом по-французски ("Sur l'unit? de temps et de lieu") и новой трагедией: "Adelchi" (1823). В обоих этих произведениях М., независимо от того ложного, что вообще представляет собой романтизм, погрешает холодностью, мешающей ему найти должное выражение страсти и ужасу, слишком медленным развитием действия и введением побочных эпизодов, совершенно излишних. Обе трагедии, однако, были одобрены Гёте и встречены сочувственно в Италии, главным образом потому, что образность слога представляла собой счастливое новшество по сравнению с сухостью Альфиери, а также и потому, что М. сделал в них смелую попытку вывести героями итальянцев, поборников национального дела. В следующем году, по случаю смерти Наполеона, М. напечатал оду: "Il Cinque Maggio", одно из лучших произведений лирики той эпохи. В 1827 г. М. выпускает плод многолетних своих трудов, классическое произведение итальянской литературы — роман "I promessi sposi, storia milanese del secolo XVII" (русский пер. — "Обрученные", 1884). В этом романе, посвященном описанию сельских нравов Ломбардии, автор рассказывает трогательную любовную историю, несколько идеализируя итальянское общество XVII в.; действующие лица выступают живо и самобытно; язык романа представляет собой гармоническое сочетание иронии с величавостью и добродушного тона с истинным красноречием. В 1842 г. к новому изданию "Обрученных" М. присоединил "Storia della colonna infama", где нарисована поражающая картина жестоких и ничем не оправдываемых казней, вызванных народными суевериями во время чумы 1630 г. Из других соч. М. выдаются еще "Sulla morale cattolica" (1834), по поводу истории итальянских республик Сисмонди, и "Речь об истории Ломбардии". Затрагивая великие социальные вопросы, М. проявляет здесь взгляды, достойные внука Беккарии. В итальянский язык М. влил новые элементы юности и изящества, благодаря счастливым заимствованиям из многочисленных местных итальянских диалектов. Перенеся ряд тяжелых семейных утрат, схоронив жену и четырех детей, М. долго вел уединенную жизнь на берегу Лаго Маджоре. Неизменный в своих убеждениях, он во время австрийского владычества не переставал принадлежать к либеральной партии и, несомненно, повлиял на сочинения Джоберти, Росмини, Карло Тройа и своего зятя, Массимо д'Азелио, способствовавшие национальному движению 1847 г. Отказавшись принять от австрийского правительства звание члена ломбардо-венецианского правительства, М., после освобождения Италии, был возведен в сенаторы (1860). Последние 10 лет своей жизни он занимался преимущественно вопросом объединения Италии в отношении языка и в ряде изданных им этюдов решительно высказался за преобладание тосканского диалекта. Посмертное его сочинение посвящено размышлениям о французской республике. Смерть М. произвела на соотечественников огромное впечатление; в Милане ему были устроены торжественные похороны. Классическое издание сочинений М. принадлежит Томмасео (Флор., 1828-29 и Париж, 1843).См. Fenini, "M. e Guerrazzi" (Милан, 1875); De Gubernatis, "A. М." (Флор., 1879); C-te Stampa, "Al. M. sua famiglia i suoi amici" (Мил., 1885); Sauer, "A. M." (Прага, 1872); Sainte-Beuve, "Portraits contemporains" (т. II); Didier, "M.", в "Revue des deux Mondes" (1 сент. 1834); F. T. Perrens, "L'?cole de M." (т. же, 15 нояб. 1854); M. Monnier, "M., sa vie et ses oeuvres" (там же, 15 июля 1873); Vismar, "Bibliografia Manzoniana" (Мил., 1875). "Граф Карманьола" издан на русском яз. (СПб., 1888). См. О. Чижов, "Мнение Гёте о М." ("Современник", т. 44, 1846); Колосов, "Александр М." ("Русская Мысль", 1884, авг. и сентябрь).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.