Значение слова МАЙОЛИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

МАЙОЛИКА

Майолика - итал. блюда, вазы, аптекарские банки, различная посуда длядомашнего употребления и комнатного убранства, архитектурные украшения ивообще изделия всякого рода из обожженной глины, покрытые непрозрачноюглазурью и раскрашенные огнеупорными красками. Название таких изделийпроизошло от о-ва Майорки (Maiolica - имя о-ва, смягченное итальянскимнародным произношением), откуда, в 1115 г., были впервые вывезеныгенуэзцами, как военная добыча в борьбе с пиратами, испано-мавританскиекерамические сосуды и поливные плиты, послужившие для итальянскихгончаров образцами при их опытах производства М. Кроме этих образцов,между которыми особенно замечательны вазы и блюда, орнаментированныечаще всего немногоцветными узорами и отсвечивающие на своей поверхностиметаллическим отблеском (rifletto, reflet) стали или меди, на развитиеМ. несомненно имели влияние подобные изделия Малой Азии и Персии,занесенные в Италию через сношения ее торговых городов с Сицилией иВостоком. Колыбелью итальянской М. может считаться Пиза, где впервыепоявились подражания арабским и персидским работам. Отсюда производствоМ. перешло прежде всего на берега р. Метауро, в урбинском герцогстве, изатем распространилось как в его столице и других городах, так и вразных, более или менее отдаленных от него, местах Апеннинскогополуо-ва. Вначале итальянские мастера изготовляли только так наз.полумайолику (mezzo-maiolica), т., е. предметы из красной глины,покрывавшиеся тонким слоем белой и, после первого их обжигания,получавшие разрисовку и свинцовую глазурь, за которыми следоваловторичное обжигание. Настоящая М. явилась тогда, когда стали употреблятьдля изделий желтоватую или беловатую глину и; вместо свинцовой поливы,покрывать ее глазурью из смеси окисей свинца и олова, которою ужепользовался для своих терракот знаменитый Лука делла-Poббиa. Развитию М.много способствовали быстро усилившийся запрос на нее в высших слояхобщества и покровительство, оказываемое ей владетельными особами,особенно урбинскими, феррарскими и флорентийскими герцогами, также общийподъем итальянского искусства в эпоху Возрождения. Период процветания М.продолжается с конца XIV по конец XVI ст. В эти два столетия онадостигает высокого совершенства в отношении форм изделий, блеска игармонии красок, качества поливы, вообще тонкости и изящества работы;занимающиеся ею мастера нередко выказывают себя истинными артистами;лучшие итальянские художники не гнушаются сочинять рисунки длявоспроизведения на сосудах. В особенности пользуются известностьюпродукты фабрик Урбино, Губбио, Кастель-Дуранте (ныне Урбании), Пезаро,Форли, Деруты, Каффаджоло, Фаэнцы, Феррары; сверх того, существовалимайоликовые мастерские в Сиенне, Фьезоле, Римини, Фабриано, Венеции,Падуе, Бассано, Витербо, Неаполе и мн. др. местах. Произведения однойместности отличаются от изделий другой преобладанием и любимымсочетанием известных красок, характером орнаментации, свойством поливы,цветом ее металлического рефлекса и т. п. признаками, по которымсовременные нам любители и собиратели М. распознают работы различныхфабрик и мастеров, независимо от марок, нередко встречающихся на этихпредметах. Так, например, мастера Губбио, в числе которых самымиискусными были Джорджио Андреоли, его братья, Салимбени и Джованни,обращали внимание больше всего на силу, а его сын, Виченцио, на гармониюкрасок, и щеголяли золотистыми и рубиновыми отблесками своих блюд сизображением нестрого нарисованных исторических сюжетов и бюстовкрасавиц (т. наз. amatorie - блюда, на которых посылались илиподносились в подарок сласти по случаю свадеб и др. торжеств). Напротивтого, фабрики Урбино, производившие М. в огромном количестве, котороерасходилось не только по всей Италии, но и в других странах Европы,славились изяществом форм роскошной посуды и художественностьюукрашающих ее рисунков, по большой части копий с композиций Рафаеля идр. знаменитых живописцев. Главные мастера здесь были ФранческоГардуччи, Асканио дель-фу-Гвидо, высокодаровитый Франческо Ксанто,семейство Фонтана и др. Рефлекс золотистого или рубинового цвета,нередко встречающийся на урбинским М., нежнее и чище чем тот, которогодостигали мастера Губбио. Изделия тосканского городка Каффаджолоузнаются по краскам: темно-синей, почти черной или воронова крыла,густой кобальтовой, а также ярко-желтой и оранжевой, гармонирующей ссиним цветом и выделяющейся на ярко-белом фоне . Изображения на этихизделиях состояли преимущественно в арабесках сначала восточногохарактера, а потом стиля Возрождения, в гербах, аллегорических фигурах иэмблемах и отчасти в религиозных сценах. Отличительными признаками М.пезарского происхождения (главные мастера - Джиронамо дел-де-Габбиче,его два сына, Бернардино Гальярдино и Якомо Ланфранко) преимущественнослужат желтая полива и лиловатый металлический отблеск . Здесь впервыестали изображать на чашах и блюдах бюсты и конные фигуры воинов,рыцарские сцены и портреты молодых женщин (amamorie). СпециальностьюКастельДуранте был глубокий голубой или золотисто-желтый фон, на которомизображались, преимущественно белою и серою красками, арабески,арматура, грифоны, сирены, амуры, густые гирлянды, пучки цветов и т. п.Из мастерской Деруты, устроенной учеником Л., делла-Роббиа, Антониемдель-Дуччьо, выходила посуда с рельефами, вазы в виде сосновых шишек,тонкие М., расписанные орнаментами и изображениями женских бюстов иисторических сюжетов; господствующими в ней красками были голубая илибистрового цвета, рефлексы - янтарные. Фаэнца отличалась легкостью своихизделий и превосходною, белою, блестящею их поливой; орнаментация ихсостояла по большой части в изящных арабесках, светлых на светлом,преимущественно лиловато-сером фоне . В середине XVI ст. манераисполнения и сюжеты фаэнцских М. несколько изменились, и они сталисильно походить на урбинские вследствие перехода в Фаэнцу тамошнихмастеров; желтого цвета с металлическим отблеском эта местность не зналадо конца. Производство прекрасных М. развивается, во 2-й половине XV в.,в Неаполе и его окрестностях (так назыв. абруццская школа). Из здешнихфабрик выдается над всеми достоинством своих работ основанная в Кастеллии управляемая талантливыми мастерами Нордо ди-Кастелли и АнтониусомЛоллусом. Последнему приписывают изобретение позолоты по фаянсу,заимствованное от него урбинскими и друг. итальянскими керамистами.После следовавшего затем продолжительного упадка, фабрика эта сновавозвышается в конце XVII в., благодаря трудам Джованни Груе, потомствокоторого поддерживает ее репутацию до самой средины XVIII ст. Из прочихпунктов Италии, имевших мастерские М., следует назвать Венецию. Между ееразнообразными изделиями особенно замечательны, в XVII ст., тарелки иблюда из плотной, стекловидной и легковесной глины, издающие при удареметаллический звук; края их украшены по большой части рельефнымиизображениями плодов и листьев, а дно - живописью, представляющейчеловеческие фигуры, иногда копии с картин Тициана и других живописцев.С начала XVIII ст., под влиянием вкуса времени, пристрастного к роскошии маньеризму, отдающему предпочтение фарфору перед фаянсом, М. начинаетпадать повсеместно в Италии и превращаться из искусства в рутинноеремесло. Новейшие попытки возродить ее в этой стране не привели пока крезультатам, которые затмили бы достоинство старинных изделий того жерода и уменьшили бы их интерес в глазах любителей изящного. ПроизводствоМ. было занесено из Италии во Францию, где вообще, при королях ФранцискеI и Генрихе II, изготовление художественной посуды стояло очень высоко;но возникшие здесь майоликовые мастерские мало помалу были вытесненыфабриками фаянса. М. была известна также Швейцарии, Австрии, Германии иНидерландам; однако, нигде не достигала такого совершенства, как вклассической стране искусства. Образцы М. можно видеть в СПб., вОтделении Средних Веков и эпохи Возрождения Имп. Эрмитажа, а также вмузеях Имп. общества поощрения художеств и центрального училищаприкладного искусства бар. Штиглица. Ср. F. de Mely, "La Ceramiqueitalienne" и A. Genolini, "Maioliche italiane" (Милан, 1881). А. С - в.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.