Значение слова МАДРАЗО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое МАДРАЗО

I

(Madrazo) — семейство испанск. художников, родоначальник которого 1) Хосе М.-и-Агудо (1781-1859) — историч. живописец и портретист; учился сперва у Гр. Ферро, в Мадриде, а потом у Л. Давида, в Париже, после чего совершенствовался в Риме. По возвращении своем из Италии в Мадрид вскоре занял выдающееся место среди тамошних художников, был избран в члены Академии Сан-Фернандо, сделан в ней преподавателем и получил титул королевск. придворного живописца. Совершив в 1825 г. поездку в Париж для изучения приемов незадолго перед тем изобретенной литографии, устроил в Мадриде обширное литографическое заведение, в котором под его руководством был издан любопытный сборник снимков с картин мадридской галереи ("Coleccion lithographica de cuadros del Rey de Espa?a, el Sr. D. Fernando VII", 3 т. in f°, 1826-37). С 1823 г. занимал пост директора вышеупомянутой академии, а с 1837 г., сверх того, директора музея дель Прадо. На обеих этих должностях принес существенную пользу испанск. искусству коренным и рациональным преобразованием того и другого учреждения. Из его картин, более других достойны внимания: "Иисус Христос в доме Анания" (нах. в Мадридск. гал.), "Смерть Лукреции" (там же), "Смерть Вириата, предводителя лузитан" (там же) и "Борьба греков с троянцами за труп Патрокла" (в Квиринальск. дворце, в Риме. 2) Федерико М.-и-Кунтц (1815-94), историческ. и жанр. живописец, сын предыдущего; получив основательное худож. образование под руководством своего отца, занимался потом в Париже, у Винтергальтера. Произведения этого художника, отличающиеся правильностью рисунка, блеском колорита и мастерским приемом письма, доставили ему известность не только в его отечестве, но и в других странах, как одного из представителей новейшего подъема испанск. живописи после долгого ее упадка. В 1835 г. М. вместе с Э. де-Очоа основал в Мадриде художественную газету "El Artista". С 1859 г. он был профессором в Мадридск. акд. худ. и имел звание королевск. придворного живописца. В числе его историческ. картин — лучшие: "Призвание Готфрида Бульонского на иерусалимский престол" (1839; в Версальском историческом музее), "Мария-Христина, в монашеской одежде, у постели Фердинанда VII" (1843) и "Мироносицы у гроба Спасителя", а в числе портретов — портреты корол. Изабеллы, ее супруга, герцогини Альбы и нек. др. В последние годы своей жизни он писал преимущественно жанровые картины, милые по содержанию и весьма изящные по исполнению, каковы, напр., "Новая песня", "Сигаретта в ее будуаре", "Музыкальное утро". 3) Хуан M.-и-Кунтц, брат предыдущего, состоит профессором архитектуры в Мадридск. акд. худ. 4) Луис М.-и-Кунтц, третий сын Хосе М., живописец, ученик своего отца, род. в 1825 г., получил в 1848 г. больш. римскую премию и совершенствовался в Италии. Пишет исторические картины и портреты. Из его работ в первом роде — самые удачные: "Погребение св. Цецилии в катакомбах" (1852) и "Св. Елизавета венгерская, помогающая больным и нищим у входа в ее дворец". 5) Раймундо М.-и-Гаррета, один из сыновей Федерико М., живописец, ученик своего отца, род. в 1841 г. Обладая большой наблюдательностью, чувством красок и артистическим вкусом, изображает сцены из испанской городской и народной жизни, но занимается также и портретной живописью. Из его произведений, наиболее интересными могут считаться: "Гитаристка", "Испанская кофейня", "Андалузцы в севильском Альказаре", "Пьеррета" и "Конец маскарада". 6) Рикардо М.-и-Гаррета, брат предыдущего, также ученик своего отца, составил себе известность превосходными акварелями.

А. С-в. II (-и-Кунтц Луис, дополнение к статье)

(Madrazo у Cuntz) — испанск. живописец: ум. в 1897 г.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.