(Карл Libelt, 1807-1875) — польский философ, родом из Познани; участвовал в восстании 1831 г., сидел несколько времени в прусской тюрьме, с 1846 по 1848 г. опять содержался под стражей вследствие участия в движении 1846 г.; в 1848 г. председательствовал в польском отделении пражского славянского конгресса; позже был членом прусской палаты депутатов. Л., сначала подчинявшийся влиянию Гегеля, потом отступил от него в мечтах о создании новой "славянской философии". В сочинении "Filozophia i Kritika" (1845; род критического введения в философию) Л. исходит из мысли о несостоятельности разума для решения вопросов о личности и бессмертии души. Идеализм, основанный на разуме, во всех системах, с Декарта до Гегеля, приводил лишь к подрыву основ религии и национальности. Необходима поэтому новая, основанная на совершенно новом принципе, философия, которая может возникнуть лишь среди новых условий, а, следовательно, только у нового народа. Это — философия образов и действий в отличие от устаревшей философии разума и абстрактной мысли. Такой новой философии соответствуют свойственные славянскому племени простота, естественность и "пластический" взгляд на мир. Результаты, к которым должна привести славянская философия, Л. заранее изложил в "десяти заповедях": 1) в основу философии кладется единство видимого мира с невидимым; 2) она признает возможность познания истины силою непосредственной связи с предвечным духом; 3) проявления духа должны быть воображаемы, его следует понимать как личность; 4) существо духа есть действие, жизнь, реальность; 5) нет дуализма света и мрака, добра и зла; счастье человечества — реализация красоты, истины и добра; 6) материальные блага даются человеку Богом как бы в "ленное владение"; 7) представители одного народа все равны, воплощая в себе единую божественную мысль, которая, однако, различно реализуется на разных ступенях общественной иерархии; 8) власть есть божественная мысль, олицетворенная для того, чтобы она могла реализоваться; 9) славянская религия — христианство, но она прогрессирует и не совпадает с окаменелым католицизмом; 10) наука должна быть народною, единиться с присущею народу божественной мыслью и развивать ее. Продолжением этого труда служит "System umni?twa, czyli filozofii umys?owej" (Познань, 1850; 2 изд. 1857). Здесь Л. делит философию как науку о реальности на философию мысли и разума, философию воображения и ума и философию воли и действия, ставя своей задачей лишь разработку второй из них. Из понятия "воображение" он выводит 3 основных умственных силы: 1) ображение (obra?nia) — абсолютная сила "ума" в Боге, 2) воображение (wyobra?nia) — относительная его сила в человеке и 3) преображение (przeobra?nia) — его сила объективная, как перемена форм во вселенной. Далее развита эта система в "Эстетике" ("Estetyka, czyli umni?two pi?kne", I, Познань, 1849; II-III, СПб., 1854), в которой Л. определяет искусство как "излияние наружу идеала или божественной мысли" и относит к нему чуть не все проявления духовной жизни человечества. — Своеобразная система Л. не имеет большого научного интереса; но вместе с Иосифом Кремером (1806-1875), также учеником Гегеля, автором соч. "Wyklad systematyczny filozofii" (1849-52) и эстетических "Писем из Кракова" (1843-55; 2 издание, Вильна, 1871), Л. имеет большое значение в новейшей польской литературе содействием облагорожению национальных стремлений польского народа и эстетическому его воспитанию. См. Struve, "Libelt i Kremer" ("K?osy", 1875, №№ 525-528); A. Molicki, "Stanowisko w filozofii Karola Libelta i stosunek jego do innych sp??czesnych filozofow polskich" (Львов, 1875).
Значение слова ЛИБЕЛЬТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ЛИБЕЛЬТ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012