(Julien-Offray de La Mettrie) - известный врач и философ (1709 - 51), был сперва богословом, затем изучал медицину в Лейдене у Бургава. Написанные им сочинения: "Histoire naturelle de Гите" (1745) и еще более "La politique du medicin Machiavel" (1746) своими нападками на врачей, в особенности на Astruck'a и на медицинский факультет в Париже, создали ему много врагов; он должен был эмигрировать в Голландию. В 1748 г. он издал анонимно свое сочинение: "L'hommemacnine", которое было публично сожжено за материалистическое и атеистическое направления. В Берлине, куда он прибыл по приглашению Фридриха II, он состоял членом академии наук. Многочисленные сочинения Л отличаются живостью фантазии и образным языком, но им недостает ясности и логической последовательности; неприятно поражает и его любовь к скабрезному элементу. Вслед за Гоббсом, он может считаться родоначальником современного материализма. Он исходил, однако, не из метафизических, а из физиологических и психологических данных. В "Естественной истории души" он проводит мысль, что, так как ни один философ с помощью своей метафизической системы не в состоянии был узнать природу души, то следует ограничиться установлением ее качеств путем опыта - а опыт удостоверяет, что "душа" ничем не обязана своим собственным свойствам, все получая oт чувственных восприятий. Таким образом Л. является первым представителем вполне последовательного сенсуализма. В "L'homme-machine" он выводит из прежних своих положений, что душа не может быть отличным от тела существом и что только и существует материя, движимая механическими законами. Относительно бытия Божия Л., слегка полемизируя с "Pensees philosophiques" Дидро, как бы скептически взвешивает аргументы за и против, но предпочтение, отдаваемое им атеизму не остается тайною для читателя. В этике Л воссоздает учение Аристиппа, по которому основным принципом является умеренное, разумное взвешивание отдельных моментов чувственного удовольствия (ср. его "L'art de jouir", Б., 1751, и "Anti Seneque", Потсдам, 1748). Беспорядочное изложение Л., его цинизм и несоблюдение литературных приличий были причиною пренебрежительного отношения к нему, как к плоскому материалисту, атеисту и гедонисту, пока, наконец, Ланге, в своей "истории материализма", не выяснил его роли в философии XVIII и XIX вв. Ср. Nere Quepat, "La philosophie materialiste au XVIII siecle. Essai sur Lamettrie, sa vie et ses oeuvres" (Пар. 1833); Da Bois Reymond, "Lamettrie" (Берл., 1875; также "Essays und Reden", I). Фридрих II написал "Eloge de Lamettrie" (Гаага, 1752) и велел издать его "Oeuvres philosophiques" (Берл., 1751; нов. изд. 1796).
Значение слова ЛАМЕТРИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ЛАМЕТРИ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012