(Kuyper) — нидерландский политический деятель (род. в 1837 г.), священник кальвинистского вероисповедания. Принимая деятельное участие как в богословской, так и в политической журналистике (с 1872 г. он был редактором "Standaard"), a также исполняя свои обязанности священника, он приобрел влиятельное положение как среди протестантского духовенства Голландии, так и в обществе. Его главной идеей была возможная независимость каждой религиозной общины от синода. Он настаивал на том, что деятельностью правительств и народов руководит сам Бог, который дает народу суверенитет; "но этот суверенитет принадлежит народу не в силу его собственных прав, а лишь потому, что его дал ему Бог". Не во всех решениях народа проявляется воля Божества, а лишь в тех, которые направлены ко благу, под благом же разумеется прежде всего благо протестантской или даже только кальвинистской церкви. Во второй половине 1870-х гг. в Нидерландах образовалась руководимая К. политическая партия, называвшая себя "анти-революционной". В 1880 г. она основала "вольный университет", с богословским и юридическим факультетами. Под влиянием агитации К. и его партии в 1878 г. был проведен закон о государственной поддержке конфессиональных школ, содержимых духовенством. Конфессиональные школы, которых в 1878 г. было 900, получили 700000 гульденов государственной поддержки; число их стало быстро расти и к 1905 г. поднялось до 3188, с 7250000 гул. государственной поддержки. С начала 1880-х гг. К. был депутатом и вождем антиреволюционной партии. Помимо духовенства, партия эта старалась опираться на крестьян, ремесленников, мелких торговцев и выставляла демократическую в известных отношениях программу с некоторым антисемитическим налетом; сами кюйперианцы обыкновенно называли себя "христианскими демократами" или даже "христианскими социалистами". В программу если не партии, то лично К. входило отрицательное отношение к научной медицине, в частности решительное отрицание оспопрививания (в должности министра президента он провел закон об отмене обязательного оспопрививания и заместил одну кафедру в Лейдене гомеопатом), хотя собственным детям он оспу привил. Для К. врачи являются людьми, противящимися воле Божьей. В области социальных требований К. выставлял ограничение рабочего дня, страхование от несчастных случаев, а в области торговой политики — крайний протекционизм, как аграрный, так и промышленный. На выборах 1901 г. кюйперианцы заключили тесный дружественный союз с клерикалами-католиками. Агитация велась с чрезвычайной страстностью; кюйперианцы утверждали в печати и на митингах, что только тот, кто подает голос за К. — истинный христианин, остальным уготован ад. Кюйперианцам удалось одержать блестящую победу и К. вступил в парламент во главе крупного большинства. Либеральное министерство вышло в отставку и образование кабинета было поручено К. Четыре года его власти были эпохой расцвета клерикализма; государственные школы преследовались, школы конфессиональные стали господствовать в Голландии. О социальной программе К., находясь во главе правительства, почти совершенно забыл. Только в 1905 г., перед самыми выборами, он внес проект закона о страховании рабочих на время старости. Выборы в палату депутатов 1905 г. были борьбой между кюйперианцами и антикюйперианцами; последние победили, и кабинет К. вышел в отставку.В. В—в.
Значение КЮЙПЕР АБРАМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое КЮЙПЕР АБРАМ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012