(Constant, 1816-75) — аббат, франц. писатель. Сын рабочего, он кончил курс в семинарии Saint-Sulpice, несколько лет был профессором семинарии и затем сделался священником. Беспокойный характер побуждает его постоянно менять приходы, а его религиозное свободомыслие, в соединении с крайним радикализмом в вопросах политических, навлекает на него цензуру духовных властей. В сочинении "La Bible de la libert?" (1840) он высказал, в весьма резкой форме, мысли революционно-коммунистического характера; обвиненный в подстрекательстве к бунту, он был приговорен к нескольким месяцам тюремного заключения. Та же кара постигла его и за другое сочинение, "La M?re de Dieu" (1844). После нескольких покаянных брошюр, К. издает анонимно резкий памфлет "La voix de la famine" (1846), где обвиняет правительство в эксплуатации народа и угрожает жакерией; памфлет этот стоил ему года тюремного заключения и штрафа в тысячи франков. Окончательно разойдясь с духовенством, К. после февральской революции слагает с себя духовное звание, пишет несколько брошюр коммунистического характера и издает, в том же духе, журнал "Tribun du Peuple". В то же время он вступает в брак с Ноемией Кадио, впоследствии, под псевдонимом Клод Виньон (Vignon), известной романисткой, публицисткой и скульпторшей. Через несколько лет, в течение которых К. написал и до сих пор сохранивший свое значение "Dictionnaire de la litt?rature chr?tienne" (1851), брак его, по требованию его жены, был расторгнут, а сам он впал в крайний мистицизм и занялся магией, которой и посвятил (под псевдонимом Eliplas Levis) несколько почти совершенно безумных сочинений (напр. "Dogmes et rituels de la haute magie", 1854). Незадолго до смерти, находясь в крайней бедности, К. в довольно унизительных выражениях заявил католической церкви о своем раскаянии в прежних религиозных заблуждениях. Наиболее видный представитель религиозного, мистического коммунизма (см.), К. выступает в своих сочинениях в качестве комментатора евангелия, а иногда и провозвестника истин, непосредственно ему открытых Богом. Истинное христианство, после смерти первых апостолов, должно было, по словам К., прятаться в монастырях от развращающего влияния богатства. Позже, покинув монастыри, оно смешалось с толпой, всходило на костры с альбигойцами, вместе с Франциском Ассизским протестовало против собственности, поддерживало Гуса, устами Саванаролы поднимало к восстанию Флоренцию, вдохновляло Лютера и сделало своим избранником Томаса Мюнцера. "Грязный дух эгоистической собственности" проник в официальную церковь, как Иуда — в среду апостолов; духовенство затемнило смысл учения Христа, пророка бедности и братства, и этим отвратило от него бедные классы. "Когда народ поймет евангелие — он уверует". Рационалистическим объяснением чудес и символов К. надеялся примирить религию с наукой. Религия, по его мнению, прогрессирует и должна прогрессировать; единственная истинная религия — католицизм, которому и принадлежит в будущем господство над миром. Общественный строй тогда совершенно изменится: неравенство и бедность станут достоянием истории; вместо них воцарятся христианская любовь и имущественный коммунизм. Последний понимается К. то как полное отрицание частной собственности, то как союз труда, таланта и капитала (в духе учения Фурье). Переворот может обойтись без кровопролития, если собственники проникнутся духом христианского самоотречения: иначе дело дойдет и до насильственной экспроприации. Кроме имущественных, реформе подвергнутся и семейные отношения, причем место "проституции в браке" займет свобода любви. Всякое принуждение исчезнет, а наказание будет преобразовано в нравственную гигиену. Труд сделается привлекательным и необременительным. Будущий коммунистический строй К. рисовал в стихах и в прозе, особенно охотно представляя его себе как новое пришествие Христа. На К. заметно влияние Фурье, С. Симона (идея прогресса в применении к религии) и Ламенне ("демократическое" католичество, синтез веры и знания). Сам К., называвший свое учение "неокатолическим коммунизмом", имел в среде низшего французского духовенства немало последователей и, между прочим, оказал влияние на Флору Тристан, Рене Дидье и др. Главнейшие сочинения К., кроме названных выше: "Doctrines religieuses et sociales" (1841); "Le livre des larmes ou le Christ consolateur" (1845); "La V?rit? sur toutes les choses" (журнал, 1845-46); "Les trois harmonies" (1845); "La F?te-Dieu ou le triomphe de la paix religieuse" (1845); "La derni?re incarnation" (1846); "Le Testament de la libert?" (1848).Н. Водовозов.
Значение КОНСТАН АЛЬФОНС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое КОНСТАН АЛЬФОНС
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012