болгарский писатель, последний представитель цветущей эпохи древнеболгарской письменности, жил, по-видимому, в конце Х в., в правление царя Самуила; оставил 13 "бесед" или слов, в которых ревностно ратует против богомильства и призывает других на борьбу с ересью. "Беседы" эти представляют главный, собственно болгарский источник для изучения богомильства Х в. и предшествовавшего ему павликианства, хотя К. и обращает больше внимания на внешнюю сторону ереси, на практические последствия основных положений ее, мало касаясь догматических начал. В России "недостойного Козмы прозвитера беседа на новоявившуюся ересь богумилу" стала известной очень рано и особое распространение получила с появлением стригольников и жидовствующих, которые выставляли те же доводы против иерархии и церковной внешности, какие высказывают богомилы у К., и у последнего-то русские защитники православия и черпали доказательства для борьбы с ересью. Нравственные наставления, встречающиеся у К., отрывками входили в древние русские поучения и даже в пролог (31 января). Беседа К. напечатана в "Православном Собеседнике" (1864 г., кн. 4-8 по рукописи XV в.).
Значение КОЗЬМА ПРЕСВИТЕР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое КОЗЬМА ПРЕСВИТЕР
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012