Значение КОЗЬМА ИНДИКОПЛЕВСТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое КОЗЬМА ИНДИКОПЛЕВСТ

знаменитый византийский географ, купец из Александрии, отчего иногда и назывался египтянином, по торговым делам предпринимал большие путешествия по Аравии и восточной Африке, позднее сделался монахом и между 535 и 547 гг. составил толкования на Песнь Песней и псалмы, обширное описание Земли, астрономические таблицы и "христианскую топографию" (??????????? ??????????). Из всех этих трудов до нас дошла только последняя, имевшая главной своей задачей изложить систему космографии, которая соответствовала бы христианскому учению, в системе же Птолемея К. находил непримиримые противоречия со священным писанием. В своем учении о строении мира К. отвергает шарообразность Земли и существование антиподов. Фигуру Земли он представляет как плоский продолговатый от востока к западу четвероугольник, окруженный со всех сторон океаном, по другую сторону которого возвышается второй материк. Этот последний до потопа был населен людьми, но теперь недосягаем. Все обрамляется со всех сторон высокими стенами, на которые опирается громада небесного свода. Образ вселенной К., ссылаясь на апостола Павла, видит в скинии Моисеевой; как в последней, так и в Земле длина вдвое более ширины. Все здание вселенной разделено на две части. Нижняя из них простирается до небесного свода и назначена для обитания людям. Под самым небесным сводом движутся звезды, водимые по кругам ангелами, назначенными для этого Творцом еще при создании мира. Другая часть простирается от Фирмамента (библейск. "твердь") до верхнего свода, представляющего самую крайнюю границу мира, по ту сторону которой находится царство Небесное, глава которого есть Иисус Христос, указывающий в него пути всем добрым верующим. Для объяснения движения Солнца и Земли и согласования его с плоским видом Земли, К. воспользовался существовавшим в его время мнением, что Земля повышается в направлении к северу и западу. Ссылаясь на слова в Екклесиасте: "Солнце восходит и заходит; оно восходит на востоке, идет к югу и затем обращается к северу; по кругу идет оно и снова возвращается на свое место", — К. утверждает, что Солнце появляется на востоке и идет в течение дня по небесному своду до тех пор, пока не скроется за возвышениями на западе. Так как движение под Землей совершенно отрицается системой К., то Солнце идет к северу, скрывается за упомянутыми возвышениями от взоров людей и затем снова достигает востока. Чтобы объяснить также и различную продолжительность дней и ночей, К. предполагает на севере высокую конусообразную гору. Смотря по тому, приближается ли на своем пути к северу Солнце к этой горе или удаляется от нее, нам, как находящимся оттуда на довольно значительном расстоянии, кажется, что оно ближе или к вершине конуса, или к его основанию; в первом случае оно скрывается на меньшее время и мы имеем тогда лето и долгие дни, во втором — на большее время, и тогда у нас зима и долгие ночи. Космографические представления К. имеют в основе своей сирийские воззрения: в самой Византии они никогда не пользовались всеобщим признанием, как об этом свидетельствует резкое осуждение системы К. патриархом Фотием. По-видимому, мнения К. о виде Земли, о нахождении ангелов под твердью, об отношении их к звездам и т. п. не соответствовали обычной византийской догматике. В западной Европе космографические идеи К. пользовались в течение средних веков большим распространением. Но в истории человеческих знаний сочинение К. имеет значение не этой своей стороной, а чрезвычайно ценными и точными сведениями об Индии, Эфиопии, об африканской и индийской фауне. Все, что К. лично встречал во время своих странствований или слышал от других путешественников, он передает с безусловной правдивостью, местами прилагая рисунки. В этом отношении оно и поныне не потеряло своего значения: некоторые отрывки его проливают свет на отношения Египта, Индии и Китая к римской империи (например, описание двух надписей на памятнике в эфиопском городе Адулис, ныне Зулла, несколько к югу от Массовы). Язык К. отличается необычной для византийца того времени ясностью и легкостью.Древнейшие из греческих списков "Христианской топографии" относятся к IX и Х вв.; первый из них хранится в ватиканской библиотеке в Риме, второй — в лаврентьевской библиотеке во Флоренции. Часть ее впервые напечатана была во французском переводе у Тевено (Th?venot, "Relation des divers voyages curieux", т. I, 1663). Вполне она была издана по ватиканскому списку, в подлиннике и в латинском переводе, у Montfaucon, "Collectio nova patrum et scriptorum Graecorum" (т. II, Париж, 1707), затем у Миня: "Patrologia graeca" (т. 88, Париж, 1860). "Христианская топография" пользовалась большим распространением и на Руси, где она носила заглавия: "Книги о Христе обиемлюща весь мир", или "Книги К. нарицаемого Индикоплова, избраны от божественных писаний благочестивым и повсюду славимым кир К.". Списки перевода раньше XVI в. не встречались, но один отрывок его Срезневский нашел в сборнике XIV-XV в. бывшей софийской библиотеки и заключал из этого, равно как и из других данных, что в то время был и целый список. Срезневский также высказал предположение, что славянский перевод сделан со списка, более полного, чем списки лаврентьевский и ватиканский. В XVI и XVII вв. произведение К. пользовалось еще на Руси непререкаемым авторитетом и вошло даже в состав Минеи-Четии митрополита Макария (23-31 августа). Великолепное факсимиле с рукописи XVI в. издало общество любителей древней письменности (СПб., 1886), в котором воспроизведены и многочисленные рисунки, украшающие рукопись, изображающие, между прочим, всемирный потоп, вавилонское столпотворение и разделение языков, царство небесное, ангелов, движущих звезды, обличительную картинку, выставляющую всю нелепость учения об антиподах, и т. п. О миниатюрах на рукописях К. см. Кондаков, "История византийского искусства" (стр. 86 и сл.). Литература указана у Krumbacher, "Geschichte der byzantin. Literatur" (Мюнхен, 1889, § 70).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.