Значение слова КНАУС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое КНАУС

(Людвиг Knaus) — самый значительный живописец-жанрист в Германии, один из лучших представителей новой дюссельдорфской школы; род. в Висбадене в 1829 г.; с 1846 по 1852 г. учился в дюссельдорфской академии художеств под руководством К. Зона и Шадова, провел год в Италии и 8 лет в Париже, в течение которых отлично усвоил себе технику новейших французских живописцев и достиг до высокого мастерства, признанного за ним самими французами. В это время явились первые его произведения, распространявшие и упрочившие его славу в Германии и всей Европе, а именно: "Золотая свадьба" (1858), "Крестины" (1859) и "Утро после праздничной обедни, в деревне". В 1860 г. он возвратился на родину, в Висбаден, в 1861-66 гг. работал в Берлине, потом в Дюссельдорфе, и в 1874 г. был вызван оттуда в Берлин, дабы стать во главе академической учебной мастерской, которая находится в его управлении и поныне. Произведения К. свидетельствуют об его тонкой наблюдательности, искусстве передавать характер и душевное движение людей всех возрастов и состояний, уменье создавать сцены, полные жизненной правды и проникнутые то добродушным юмором, то отрадным весельем, то глубоким чувством. Достоинство его картин возвышается превосходным рисунком, блестящим колоритом и мастерским письмом. Область его творчества — преимущественно быт немецких крестьян и вообще жизнь низшего сословия. Выводя нередко на сцену детей, молодых людей и девушек, он, видимо, относится к юности с сердечным сочувствием. Многие из его картин приобрели популярность, благодаря изданным воспроизведениям их в гравюре, фотогравюре и фотографии. Кроме вышеупомянутых трех картин, в числе его жанров замечательны: "Крестьянский танец" (1850), "Шулера" (1851, находится в дюссельдорфской галерее; повторение в лейпцигском музее), "Похороны в лесу", "Карманный вор на ярмарке" (1852), "Буяны перед их духовником" (1864), "Фокусник", "Каковы старики, таковы и детки" (1869, в Берлинской национальной галерее), "Похороны в гессенской деревне" (1871), "Его Светлость в дороге", "Совещание крестьян" (1872), "На дурной дороге, сцена в шинке" (1876), "Непослушная модель" (1877), "Соломоновская премудрость" (1878), "За кулисами" (1880, в дрезденской галерее) и некоторые др. В Кушелевской галерее петербургской академии художеств имеется картина "Пожар в деревне", принадлежащая, однако, к не лучшим произведениям К. В полном смысле мастером является он и в тех случаях, когда берется за портреты (Моммзена и Гельмгольца, в Берлинской национальной галерее).А. С-в.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.