(??????????) — афинянин, сын Мегакла и Агаристы, внук сикионского тирана того же имени, из знатного рода Алкмеонидов; вместе с другими членами этого рода боролся против тирании Писистратидов, но потерпел поражение и жил в изгнании. По низвержении тирании К. возвратился в Афины и в архонтство Исагора (508) был уполномочен народом написать новые законы. Чувствовалась потребность положить конец притязаниям родовой знати на политическое господство в общине, а также дроблению граждан на партии по составным частям аттической территории, умиротворив этим общину, обезопасив ее от внешнего врага. С этой целью К., не разрушая исконных родовых делений афинских граждан, создал наряду с ними или над ними другую организацию, для политических потребностей общины, с решительным преобладанием территориального начала над родовым. Основу политического устройства образовали новые деления: демы, триттии, филы. Только меньшие деления, демы и триттии, занимали сплошные пространства; филы, выполнявшие важные и разнообразные политические функции, состояли каждая из трех участков, размещенных в различных областях Аттики: один вблизи города, другой в Месогее, третий в Паралии. Территориальным дроблением фил предупреждено было на будущее время образование партий наподобие педиаков, пефалов, диакриев. Новых фил было 10; между ними жребием распределены были 30 триттий; каждая триттия состояла из нескольких демов. Первоначальное число демов Геродот определяет во 100; Страбон знает их 174; еще позже число их увеличилось до 180 и больше. К 10 филам в 306 г. до Р. Х. прибавлены были еще две, а после 129 г. после Р. Х. было 13 фил. Клисфеновские деления можно проследить до середины IV в. нашей эры. Патронами клисфеновских фил сделались, по указанию Пифии, 10 отечественных героев, которые и дали филам свои имена. Демы названы были или по именам занимаемых местностей, или по их мифическим основателям, или, наконец, по знатным родам, обитавшим в том или другом деме. Каждый афинский гражданин по достижении 18-летнего возраста был политически закреплен за тем демом, в котором имел оседлость при составлении первых при Клисфене списков демотов; это правило оставалось в силе и для его потомства. Звание демота давало права полного гражданства, какого бы происхождения демот ни был. С этого времени официальным именем афинского гражданина, кроме личного, было название его дема. По населенности и пространству демы сильно разнились между собой, так как при образовании их К. исходил от исконного деления Аттики на поселения. Дем пользовался самоуправлением в местных делах; в государственном управлении демы участвовали преимущественно через филы. Члены Совета пятисот, выбиравшиеся в демах, распределялись поровну между 10 филами, и весь состав совета делился в течение года на 10 секций (пританий) по филам; должностные коллегии состояли обыкновенно из 10 магистратов, по одному от каждой филы; 6000 присяжных судей выбирались по филам; пехота делилась на 10 полков, а конница на 10 эскадронов и т. д. В основу государственного управления положена была, таким образом, не территориальная, но политическая единица. Дем, с его демархом и др. местными властями, с его общедемотскими собраниями, землями, культом, воспитывал гражданина для деятельности на более широкой общегосударственной арене. Законодателю не трудно было ввести в новые деления и новых граждан — поселившихся в Аттике иноземцев и вольноотпущенников. Для военных надобностей государства служили также триттии и навкрарии. Для предупреждения незаконного захвата власти каким-либо честолюбцем К. ввел остракизм (см.). Давних родовых делений Аттики К. не уничтожал; роды, фратрии, ионийские филы продолжали существовать и после него. Он даже увеличил число фратрий, изменив и личный состав их: кроме древних родов, в их среду вошли члены религиозных сотовариществ, к родам не принадлежавшие; всех фраторов объединяли культы Зевса-фратрия и Афины-фратрии. Принадлежностью к фратрии обуславливались права и звание афинского гражданина до 18-летнего возраста. Реформами Клисфена завершено было объединение Аттики, начатое Тезеем, и образование органического целого из разрозненных и враждовавших между собой групп населения. По словам Аристотеля, К. сделал Афины более демократическими, а Геродот ставит в причинную связь с клисфеновской организацией республики последовавшие вскоре за ней успехи афинян в войнах с беотийцами и халкидянами: под гнетом тиранов они были нерадивы, "потому что как бы трудились для господина, а потом, когда стали свободными, охотно брались за дело, преследуя собственные выгоды" (V, 78).Главные источники сведений о К. — "Политика" и "Афинская полития" Аристотеля. См. Hug, "Studien aus dem klass. Alterth." (I, Фрейбург, 1881); Schoell, "Ueber die Kleisth. Phratrien" (1890); Francotle, "L'organisation de la cit? ath?nienne et la reforme de Clisth?nes" (Париж, 1893); В. Шеффер, "Афинское гражданство и народное собрание" (М., 1891, I, 310-432).Ф. Мищенко.
Значение слова КЛИСФЕН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое КЛИСФЕН
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012