Значение КЛАСС, У ДРЕВНИХ РИМЛЯН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое КЛАСС, У ДРЕВНИХ РИМЛЯН

(Classis) — политическое подразделение римского народа, на основании дохода с поземельной собственности. Предание называет римского царя Сервия Туллия создателем нового строя, в силу которого военные и гражданские обязанности были распределены не поголовно, как прежде, а по имущественному положению, именно установлены К. и центурии (см.). Ливий считает пять К. и 194 центурии, а Дионисий Галикарнасский — шесть К. и 193 центурии. В последнее время ученые ввели ряд поправок и дополнений к показаниям древних писателей. В общих и главных чертах реформа Сервия Туллия заключалась в следующем: первый К. составили граждане, имевшие более 100000 ассов (as libralis — фунт меди); он делился на 80 центурий. Второй К. — 20 центурий, с минимумом имущества в 75000 ассов. Третий, 20 центурий, ценз до 50000 ассов. Четвертый, 20 центурий, ценз до 25000 ассов. Пятый, 30 центурий, ценз до 12500 ассов. К этим 170 центуриям, представлявшим собой на войне пехоту, присоединились потом: к первому К. — 18 центурий всадников, ко второму — 2 центурии ремесленников, к четвертому — 2 центурии музыкантов. Все имевшие менее 12500 ассов платили подать не поземельную, а поголовную. Они назывались capite censi и составляли одну центурию, освобожденную от воинской и других повинностей. Каждый К. являлся на войну в своем особом вооружении и распадался на juniores, или младших, 17-45-летнего возраста, и seniores, или старших, 45-60 лет. К концу республики деление римского народа на К. постепенно исчезло.Классы, в смысле общественных групп, существенно отличаются как от каст, так и от сословий. Расчленение общества на касты (см.) исторически построено на начале завоевания, а теоретически — на религиозном принципе. В основании происхождения сословий (см.) лежит принцип политический. Только в позднейшее время общество стало распадаться на классы, соответственно положению отдельных лиц, т. е. их занятиям, а главное, соответственно распределению между ними собственности. Принадлежность к тому или другому К. не влечет за собой никаких юридических последствий, так как лица всех классов пользуются равными правами (если только участие в политической жизни не ограничено известным имущественным цензом, см. Выборы), и не обусловлено никакими юридическими нормами. При расчленении общества на К. большую роль играет: 1) количество собственности, принадлежащее каждому члену данной группы, и 2) свойство собственности (движимой или недвижимой). Каждый из общественных К. имеет свои нужды, стремления, взгляды: в конституционных государствах депутаты из промышленного К. часто находятся в антагонизме с депутатами из К. землевладельческого. В России, в значительно большей степени, чем в Западной Европе, сохранился сословный принцип, не исключающий, однако, и существования К.Литература. Daremberg et Saglio, "Dictionnaire des antiquit?s grecques et romaines": "Centuria", в вып. VII, и "Classis", в вып. VIII; Willems, "Le droit public romain" (русский перевод — "Римское государственное право", Киев, 1888); Zoeller, "R?mische Staats— und Rechtsaltert?mer" (2 изд., Бреславль, 1895, § 18 и указанные там специальные сочинения; русский перевод первого издания — "Римские государственные и правовые древности", Москва, 1893).А. К. В.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.