Значение слова КАРНАВАЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

КАРНАВАЛ

Карнавал (ит. Carnevale, от лат. carno - мясо, vale - здравствуй) - вкатолических странах первоначально время от дня Богоявления до чистойсреды (на первой неделе вел. поста). В разных местностях карнавальноевремя имеет различную продолжительность: в Венеции начинается с дня св.Стефана (26 дек.), в Риме продолжается только 11 дней, предшествующихчистой среде, в Милане - до воскресенья инвокавита, на Рейне обнимаеттолько 8 дней. Карнавальная пора повсеместно сопровождается различногорода забавами, играми, переряживаньем, особенно в Италии, где К. - чистонародный праздник. Одна из любимых забав римского К. - перестрелка такназ. confetti (гипсовые или медовые шарики). В Португалии бросают друг вдруга бобами и горохом; неосторожных обсыпают мукою, обливают водою. ВЛиме (Перу) главное удовольствие карнавального времени - обливатьпрохожих водою, притом не всегда чистою. В Риме, во время К.,устраиваются также лошадиные скачки (corso). Заключительный акт римскогоК. - праздник огней (moccoli). С наступлением сумерек, появляются огнина окнах, подмостках, экипажах; в руках у каждого из толпы - зажжённаявосковая свечка; эти свечи беспрестанно друг у друга тушатся и вновьзажигаются. В южном, итальянском Тироле торжественно сжигаетсяолицетворение масляницы - вязанка соломы, перемешанная с дровами; двевраждебные рати, одна - в пестрых арлекинских одеждах, с погремушками,другая - в белых рубахах, с горбами, борются вокруг костра, на главнойсельской площади, где варятся традиционные масляничные лепешки. Всредние века карнавальное время с особенною пышностью справлялось вВенеции; в эпоху её упадка (XVIII в.) блеск К. передвигается в Рим. Потому же типу, но в более скромных размерах, праздновался К. и в другихгородах Италии, а также в Испании, Франции, Германии. Во Франции вовремя К. совершается торжественная процессия Boeuf gras: по улицам водятжирного быка, с золочеными рогами и украшениями из лент. У французских иотчасти у швейцарских католиков три последние дня К. носят названиеjours gras. Нечто подобное К. встречается в Германии, под именемFаsching, уже в средние века. Интермедии и интерлюдии (Fastnachtsspiele)сопровождают К. с XIII до XVII в. (интермедии Ганса Фольца, ГансаРозенплита, Ганса Сакса). В конце XVIII в. и начале XIX в. празднованиеК. распространяется во многих французских, а также в немецкихприрейнских и южных городах: Кельн, Кобленц, Мюнхен, Нюрнберг. ЗначениеК. в Германии ослабевает, но всё же и до сих пор К. - народный праздникв Майнце и особенно в Кельне. Западноевропейский К., как и нашамасляница - остатки тех языческих празднеств, которые знаменовалипереход от зимы к весне, от старого года к новому. Отличительные чертыдревнеримских весенних празднеств - очищение водою, зажигание огня наалтаре Весты, ряженье, процессии, неистовая беготня по улицам, конскиескачки, имеют много общего с зап. европейским К. Вс. Миллер ("Русскаямасляница и западноевропейский карнавал", М. 1884) считает его наследиемдревнего Рима, отразившимся и на продолжительности карнавальныхпразднеств. Церкви, возмущавшейся остатками вакханалий и сатурналий,удалось, наконец, ограничить народный разгул немногими днями передначалом вел. поста. Иной взгляд на продолжительность и многиехарактеристические черты карнавальных празднеств высказан авторомрецензии на книгу Вс. Миллера ("Журн. Мин. Нар. Пр.", 1884, № 12). Онполагает, что зима и начало весны - время после уборки плодов, времяупотребления добытого за лето и осень, время надежд на предстоящиесборы, почему праздничное веселье и приходится на эту пору года. Онвидит также связь между зап. европейским К. и древнегреческимидионисиями, устраивавшимися в честь Вакха, о которых Вс. Миллер неупоминает. См. ещё Fahne, "Der К." (Кельн, 1853); v.Reinsberg-Duringsfeld, "Das festliche Jahr" (Лпц. 1863). Ум.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.