Значение КАПИТОЛИЙ И КАПИТОЛИЙСКИЙ ХОЛМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое КАПИТОЛИЙ И КАПИТОЛИЙСКИЙ ХОЛМ

(Captolium). — К. холм, наименьший из всех холмов Рима, возвышается близ южного берега Тибра, к С.З. от Палатинского холма, над расположенным в долине форумом, до 46 м над уровнем моря. Он был, как можно предположить, со всех сторон укрепленной недоступной крепостью Рима времен Сервия Туллия. Немногие следы сохранились от стены, окружавшей весь холм и обнимавшей два отдельных укрепления: так называемую Arx, или цитадель, и К. Кроме главной дороги (Clivus Cap.), в 174 до P. X. вымощенной лавой и в некоторых местах украшенной арками, на вершину холма вело еще несколько путей для пешеходов. Один из них (Centum gradus) вел ступенями на Ю.В. холма в том месте, где находилась недавно обнаруженная знаменитая Тарпейская скала (см.). К цитадели вели также ступени от храма Согласия и Карцера — древней государственной темницы; у Карцера от этого пути отделялась так наз. Гемониева терраса (Scalae Gemoniae), на которую при императорах кидались тела казненных. В цитадели находился авгуракул — место, где авгуры занимались ауспициями; здесь на каменном седалище во время инавгурации (см.) сидел авгур. Ниже авгуракула находился, как предполагают, построенный Марием храм Чести и Доблести (Honos et Virtus). Гарнизон в цитадели в историческое время не помещался никогда. На том месте цитадели, где теперь возвышается церковь Санта Мария в Арачели, стоял храм Юноны Советницы (Juno Moneta), построенный, как гласит предание, по обету Камилла во время войны с аврунками. При храме находился — вероятно, для большей безопасности — монетный двор. Высшую точку на юг холма занимал храм Юпитера (aedes Jovis optimi maximi), или К. в тесном смысле слова, величайшее святилище римлян. Основание храма приписывается Тарквиниям, но окончание его относится к 1-му году республики. Перед ним возвышались три ряда дорических колонн, с боков — по одному ряду. Параллельные стены делили его на три отдела (cellae), посвященные Юпитеру, Минерве и Юноне. В Юпитеровой (центральной) целле иногда происходили заседания сената. Снаружи и внутри храм так был загроможден трофеями счастливых войн и посвящениями, что в 179 г. до Р. Хр. пришлось его очистить от них. По окончании 2-й пунической войны потолок храма был позолочен и пол застлан мозаикой. В 83 г. храм сгорел дотла: истреблены были даже хранившаяся в подземельях под ним Сивиллины книги, но спасены статуи римских царей и Брута; а также храмовая казна. Сулла начал возобновление храма по прежнему плану, но с большим великолепием, оно окончено в 69 г. В 69 и 80 г. по Р. Хр. храм снова горел и был возобновлен Домицианом. С V столетия по Р. Хр. началось ограбление его, а затем и постепенное уничтожение; даже фундамент его не сохранился, так как каменоломни под ним стали обваливаться, и когда в XVI в. Кафарелли воспользовались им для своего дворца, он уже лежал в развалинах. На дворе храма (area) капитолийская коллегия (т. е. корпорация лиц, живших на К.) в древности справляла свои игры; здесь происходили и собрания народные, вроде того, которое повело к катастрофе старшего Гракха. Многочисленны были здесь статуи богов и знаменитых людей. В правление Августа статуй набралось столько, что пришлось часть их перенести на Марсово поле. У подножья храма Юпитера, высившегося над всеми прочими, возник целый ряд меньших храмов. На К. холме сохранялись бронзовые таблички с государственными договорами, заключенными Римом с другими государствами. При пожаре храма в 69 г. по Р. Хр., по словам Светония, погибло 3000 этих дощечек. — В седловине холма, между К. холмом и цитаделью, Ромул, по сказанию, устроил убежище (asylum). Здесь стоял храм "молодого Юпитера" или древнелатинского бога Вейовиса. Несмотря на свое значение крепости и святилища, К. холм стал застраиваться частными домами. После измены Манлия постановлено было, что более никто из патрициев не будет жить на К. холме. Не было строений только на большей части сев. стороны и на Ю.В., на Тарпейской скале. Склон седловины к форуму занят был громадным зданием (tabularium), развалины которого сохранились до настоящего времени; оно должно было служить государственным архивом. В средние века на К. холме было лишь одно монументальное здание — церковь св. Марии в Арачели, на сев. вершине. С восстановлением римского сената в 1143 г. К. холм снова получил значение как идеальный и административный центр города. Площадь его до 1477 г. служила главным рынком; над развалинами табулария построен был похожий на крепость дворец сенаторов. Незадолго до 1540 г. Микельанджело начертал план переделки К. холма, который с некоторыми отклонениями был приведен в исполнение в следующие 100 лет и дал К. холму нынешний его вид. Микельанджело начал работать над переделкой фасада дворца сенаторов. Подъем на К. начинается против Марсова поля и идет по широкой террасе, построенной при Пие IV (1559-65) и украшенной наверху колоссальными мраморными статуями диоскуров. Площадь, середину которой занимает перенесенная сюда Микельанджело конная статуя Марка Аврелия, слева ограничена великолепным капитолийским музеем (построенным в 1644-55 гг. Райнальди) — одним из знаменитейших в свете собранием статуй (собственность гор. Рима); направо находится "палаццо консерваторов", построенное Кавальери (в 1564-68 г.), с хранилищем редкостей. Против входа возвышается оконченный Рейнальди в 1592 г. дворец сенаторов, с двойной террасою и высокой башней, построенною Мартино Лунги в 1579 г. Главный зал дворца служит для заседаний римского городского совета. Самая сев. вершина К. назначена для национального памятника королю Виктору Эммануилу, фундамент которого заложен в 1885 г. См. Jordan, "Kapitol, Forum und Sacra Via" (Б., 1881); С. Re и G. B, de Rossi, в "Bulletino archeologico comunale" (Рим, 1882, т. 10); Jordan, "Topographie der Stadt Rom" (Б., 1885, т. I, отд. 2); Otto Richter, "Topographie von Rom" (в "Denkm?ler des Klassischen Altertums" Баумейстера, 1888, т. III), Jw. M?ller, "Handbuch d. Klassischen Altertumswissenschaft", т. III, 1889); Michaelis, в "Zeitschrift f?r bildende Kunst" Лютцова ("Neue Folge", т. 2, 1891). Кроме планов, приложенных к некоторым из вышеназванных книг и статей, см. начавший выходить с 1893 г. громадный (в 46 листов) план Ланчиани: "Forma Urbis Romae".Был еще в Риме старый К. (Capitolium vetus), по преданию — древнее святилище сабинов, находившееся на холме Квиринале; отсюда уже оно перенесено на К. холм, раньше — по преданию — называвшийся Сатурнийским или Тарпейским. Название К. удержалось за святилищем на Квиринале и позже; посвящения малоазийских общин времен митридатовой войны стояли в Риме в двойном количестве экземпляров: одни в К. новом, другие — в старом. См. Ch. H?lsen, "Zur Topographie des Quirinals" ("Rheinisches Museum" 1894, XLIX, 3).По образцу римского К. встречаются К., как муниципальные религиозные центры, и в других городах Италии (Беневент, Помпеи, Верона), в Кельне, Безансоне, многих городах Нумидии (Цирта, Ламбезис) и друг. бывших римских провинций. В этих К. также почитались три римских божества: Юпитер, Юнона и Минерва. Если оказывалось, что в городе нет подходящей возвышенности для К., устраивались искусственные холмы (в Остии, Нарбонне, Безансоне). Лучше всего сохранились провинциальные К. в Брешии, Помпеях и Дугге в Африке (др. Фугга). Ср. A. Castan, "Le Capitole de Vesontio et les Capitoles provinciaux" (1868); его же, "Les Capitoles provinciaux du monde romain" (1886); О. Kuhfeldt, "De Capitoliis Imperii Romani" (1883). О К. в Вашингтоне см. это слово.А. М. Л.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.