одна из новейших русских сект (отрасль хлыстовщины), получившая название от имени своего основателя — крестьянина Демьянского у., дер. Астрешни, Калины Ефимова (1870), который начал проповедовать свое учение в 1821 г. Его помощником был московский мещанин Иван Афанасьев. Подобно хлыстам, К. не отделяются открыто от церкви, усерднее православных посещают храм, дважды или трижды в год исповедуются и причащаются, жизнь ведут строгую и безупречную, избегают брани и сквернословия, употребления мяса и вина; в праздники они собираются в доме у кого-нибудь из своих и занимаются чтением благочестивых книг. Подробностей их учения, при всех усилиях духовных и гражданских исследователей в 1840 и 1841 гг., открыть не удалось, так как, подобно хлыстам, они клятвами взаимно обязываются хранить свое учение в тайне. В позднейшее время сделалось лишь известным, что они приписывали Калине божеское достоинство, называли его братом И. Христа и даже Христом (повторение хлыстовского догмата о многократном воплощении Христа); верили, что он никогда не умрет, что судьба всех людей находится в его руках, что бедствия, которые постигнут мир пред его концом, не коснутся учеников Калины и что он устроит для них тот небесный Иерусалим, о котором говорится в св. Писании. Свое учение Калина подкреплял мнимыми чудесами. Последователи его отдавали себя и все свое в его полное распоряжение, работали бесплатно на его полях. Второй пункт учения Калины — безусловное безбрачие для его последователей; девушки должны были отдавать ему в собственность свое приданое. Сам он, однако, был женат, а после вдовства вел, заведомо для всех, распутную жизнь, что не уменьшало веры в его божественность. Сходствуя с настоящими хлыстами — арзамасскими — в основном догмате относительно многократных воплощений Христа, К., по одним сведениям ("Православный собеседник", 1872), существенно отличаются от них тем, что у них не существует гнусных обрядов — плясок, оканчивающихся свальным грехом, и т. п. По другим сведениям (Варадинов, "История м-ва внутр. дел", т. VIII, стр. 637), Калина, напротив, учил, что "моление следует совершать именно впотьмах, в ночное время и именно "при совершении свального греха". По данным Варадинова, Калина учил об обязанности каждого из членов общины отдавать все свое состояние в ее распоряжение. Число К., при исследовании в 1841 г., определено было не свыше 100 человек, исключительно в пяти деревнях Демьянского уезда.Н. Б-в.
Значение слова КАЛИНОВЦЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое КАЛИНОВЦЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012