(????) — был пресвитером, а с 435 г. епископом в Эдессе, выступил в защиту Феодора Мопсуетского, которого анафемствовал Раввула, предшественник И. по кафедре в Эдессе, горячо защищавший Кирилла Александрийского. Заподозренный в несторианстве, И. был обвинен пред патриархом Проклом и императором Феодосием II в том, что он является главным виновником раздора между восточными и египетскими епископами, что он перевел на сирийский язык и распространил по всему Востоку соч. Феодора Мопсуетского. Одно время обвинения эти были безуспешны, но в 449 г. разбойничий собор в Ефесе низложил И. Халкедонский вселенский собор 451 г. возвратил И. епископство; + в 457 г. Предметом ожесточенных споров явилось письмо И. к Марию, епископу в Персии, в котором выразилось его исповедание, и которое также имеет значение первоисточника для истории несторианских споров. И. сильно осуждает в нем Кирилла, кое-что не одобряет и в Несторие. Письмо это — одна из так назыв. Трех глав, которые были осуждены императором Юстинианом и вслед за тем пятым вселенским собором в Константинополе 553 г., хотя халкедонский собор 451 г. признал письмо это православным.Ср. А. Доброклонский, "Сочинение Факунда, епископа гермианского в защиту Трех глав" (М. 1880). Процесс И. изложен у Заозерского, "Церковный суд в первые века христианства" (Кострома, 1878).
Значение ИВА ЕПИСК. В ЭДЕССЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ИВА ЕПИСК. В ЭДЕССЕ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012