Значение ЗАМОЙСКИЙ ЯН, ВЕЛИКИЙ ГЕТМАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ЗАМОЙСКИЙ ЯН, ВЕЛИКИЙ ГЕТМАН

так называемый великий гетман, выдающийся польский государственный деятель (1541-1605). Кальвинизм, делавший в то время большие успехи среди шляхты, нашел себе приверженца в лице отца Яна, Станислава З., каштеляна холмского, воспитавшего своего сына также в началах этой религии. В 1560 г. Станислав З. отправил сына за границу для окончания образования. Побывав в Париже и Страсбурге, он отдался в Падуе усердному изучению латинского языка и юриспруденции. Результатом его занятий было сочинение "De Senatu Romano". По всей вероятности, во время пребывания в Италии в его религиозных убеждениях начал совершаться переворот, который вскоре привел его к переходу в католицизм. Возвратившись в отечество, он поступил секретарем в королевскую канцелярию, привел в порядок государственный архив и имел случай основательно познакомиться при этом с государственными законами Польши, а также с разными важными политическими документами. Во время междуцарствия 1572 г. З. начал играть роль на съездах и сеймах. По избрании на польский престол королем Генриха Анжуйского в числе послов к нему был отправлен и З., бывший в то время старостою белзским. Ему удалось снискать расположение Генриха, пожаловавшего ему богатое Кнышинское староство. Во время второго междуцарствия З. стал во главе партии пястовцев, т. е. желавших избрания в короли поляка. Переход его в ряды сторонников избрания Стефана Батория объясняется тем, что польская корона отдавалась последнему под условием женитьбы на сестре покойного короля Сигизмунда-Августа — Анне, единственной тогда представительнице прежнего польского королевского дома. Имя З. тесно связано с царствованием Батория, для которого он был неоценимым помощником по своей энергии, нелюбви к магнатам и большой популярности среди шляхты. Новый король поспешил сделать З. вице-канцлером, а потом канцлером и коронным гетманом. З. пользовался теперь небывалой в Польше властью и значением. К тому же он породнился с самим королем, вступив в третий брак с племянницею Батория, Гризельдою (1583). З. был душою всех проектов внутренних преобразований в Польше, а также принимал деятельное участие в военных походах Батория. Со смертью последнего положение З. сделалось трудным, так как он имел массу врагов среди магнатов; в особенности ненавидели его Зборовские. Тем не менее ему удалось в третье междуцарствие провести избрание Сигизмунда, королевича шведского, происходившего по матери от Ягеллонов; избранного другою партией в короли польские эрцгерцога австр. Максимилиана З. разбил в битве при Бычине (1588) и взял в плен. С первой же встречи с Сигизмундом III З. почувствовал к нему антипатию и вскоре совсем с ним разошелся. Внешней политике короля, находившегося под влиянием Австрии, З. не только не сочувствовал, но, считая ее пагубною для Польши, насколько был в силах, противодействовал. С своей стороны, король мешал З. в проведении его планов. Проекты З. об издании закона относительно порядка избрания королей, равно как и относительно решения дел на сеймах большинством голосов, не встретили поддержки. З. потерял свое прежнее влияние, но на военном поприще ему удалось оказать Польше еще ряд больших услуг. Два похода его в Молдавию (в 1595 и 1600 гг.) повели к упрочению влияния Речи Посполитой в этой стране. В 1601 и 1602 гг. З. участвовал в кампании против восставших воевод, с блестящим успехом. Немало стараний приложил З. и для развития наук. Он деятельно помогал Баторию в приглашении в Польшу известных европейских ученых. Со многими учеными и писателями он находился в сношениях, любил себя окружать ими и оказывал им покровительство. В 1580 г. на месте своего родного гнезда Скоковки З. основал г. Замость и устроил там в 1594 г. академию по образцу итальянских университетов. Процветать она не могла, так как имела мало средств. Католическая реакция, охватившая Польшу в царствование Батория, нашла в лице З. сильную опору. Он ввел иезуитов даже в свой дом, которые обратили вторую жену его Христину (урожденную Радзивилл) из протестантизма в католицизм. Особенно усердную поддержку оказывал З. пропаганде католицизма среди православного населения русских земель.Литература: "Collectanea vitam resque gestas Joannis Zamoyscii illustrautia" (Позн., 1861); Bohomolec, "?ycie Jana Zamoyskiego" (Варш., 1775; было переиздано несколько раз потом, разными лицами); Batowski, "Rajnold Hajdensztajn i Franciszek Bohomolec pisarze ?ywota Jana Zamojskiego" (Львов, 1854); Caro, "Das Interregnum Polens im Jahre 1587 u. Parteik?mpfe der H?user Zborowski und Zamojski" (Гота, 1866); Morawski, "Andrzej Patrycy Nidecki" (Краков, 1892); ?ukaszewicz, "Historya szk?l w koronie i w W. Ks. Litewskim" (Познань, 1849, т. I); Любович, "К истории иезуитов в литовско-русских землях в XVI в." (Варшава, 1888).Н. Любович.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.