исторический живописец (1776-1851), по происхождению калмык; род. в улусе орды, ушедшей из-за Волги в китайские владения. Будучи захвачен казаками, преследовавшими орду, он, 6-ти лет от роду, попал в московский воспитательный дом, откуда в 1782 г. был переведен в ученики спб. академии художеств. Наставниками его в ней были профессора Акимов и Угрюмов. По окончании курса в 1797 г. Е. был оставлен при академии пенсионером, и в 1798 году определен преподавателем в ее классах. В 1803 г. отправлен за границу, в Италии изучал произведения Рафаэля. По возвращении своем в 1807 г. в СПб. был назначен адъюнкт-профессором исторической живописи в академии и вскоре затем возведен в звание академика за эскиз картины "Положение во гроб". Впоследствии преподавал рисование императрице Елизавете Алексеевне. В 1812 г. удостоен звания профессора. В 1814 г. окончил лучшее свое произведение "Истязание Спасителя" (находится ныне в Императорском Эрмитаже). Пользуясь громкой известностью как превосходный рисовальщик, он написал множество картин, преимущественно религиозного содержания; его образа и целые иконостасы украшают строившиеся или обновлявшиеся в его время храмы столицы и многие иногородние церкви. С годами кисть его более и более утрачивала свои достоинства, и это обстоятельство, равно как и появление молодых, более даровитых живописцев, каковы: К. Брюллов, П. Басин и Ф. Бруни, были причиной того, что в 1840 г., император Николай I, недовольный образами, написанными Е. для Екатерининской церкви в Царском Селе, уволил его от службы при академии. Е. не упал духом и продолжал работать до конца своей жизни. Его работы отличаются строгой, академической правильностью рисунка, но холодны по замыслу и экспрессии и страдают безжизненным, хотя и гармоничным колоритом. Но Е. оставил по себе память как отличный преподаватель, имевший влияние на образование нескольких поколений художников. Он занимался также гравированием крепкой водкой и издал серию исполненных этим способом гравюр, изображающих различные события священной истории. Работы Е. находятся во многих спб. церквах, как, например, Казанском и Троицком соборах, в церкви Таврического дворца, в Конюшенной церкви, а также в Царском Селе и Новгороде.А. А. С.
Значение ЕГОРОВ, АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ЕГОРОВ, АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВИЧ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012