Значение слова ДОРЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ДОРЕ

Доре (Луи Кристоф Поль Гюстав Dore) - знаменитый франц. рисовальщикиллюстраций, живописец, скульптор и гравер (1833 - 1883). Художественноедарование выказалось в нем чрезвычайно рано и развилось почти без помощикакого бы то ни было учителя. Ему было всего лишь одиннадцать лет отроду, когда появились первые его литографии, а едва достигнувшестнадцатилетнего возраста, он уже вступил в сотрудники сатирическойгазеты Филипона "Journal pourrire", в которой, с этого времени, втечение многих лет помещались его рисунки, полные веселья и юмора. Этиработы, вместе с массою рисунков, которые он приготовлял дляиллюстрированных изданий, положили начало его известности, возраставшейи распространявшейся во всей Европе по мере того, как выходили в светболее серьезные его труды - целые циклы композиций для политипажей кклассическим произведениям словесности. Первым подобным трудом былииллюстрированные сочинения Рабле (1854). За ними следовали: "Contesdrolatiques" Бальзака (1861), "Сказки" Нерро (1861), "Дон-Кихот"Сервантеса (1862), "Атала" Шатобриана (1862), "Божественная Комедия"Данте (1861 - 68), "Библия" (1864), "Потерянный Рай" Мильтона (1865),"Басни" Лафонтена (1867), "Неистовый Роланд" Apиосто (1879); "Опыты"Монтеня, Стихотворения Теннисона и т. д. В ряду этих иллюстраций лучшимидолжно признать относящиеся к Рабле, Сервантесу и Данте. Вообще, какиллюстратор, Д. удивляет своею беспримерной плодовитостью и неистощимойнаходчивостью фантазии; производя несчетное множество рисунков, он умелсочинять самые разнообразные сцены, в большинство случаев проникнутыеживым драматизмом, обставлял их вполне подходящими к ним околичностями иособенно мастерски придавал им живописность удачно выбранными мотивамиокружающего их пейзажа и освещения; но недостаточное знание рисунка иизлишняя погоня за эффектом нередко приводили его к утрировкеизображенного движения, к принужденности экспрессии, к отдачепреимущества второстепенному в сюжете перед главным и к несогласию сдухом иллюстрируемого текста - к недостаткам, которыми в особенностистрадают многие из его рисунков к Библии. Д. старался составить себе имяи в живописи; но, не пройдя в юности серьезной художественной школы, немог в этой области подняться выше посредственности. Картины Д., иногдаочень большого размера, не лишены достоинств в отношении замысла вкомпозиции, но страдают слабостью рисунка и неверностьюмало-гармоничного колорита. Некоторые из наиболее удачных его работсуть: "Дочь Иефая", "Избиение младенцев", "Тела мучеников в цирке","Россини на смертном одре", "Данте и Виргилий на ледяном озере, вкотором мучатся изменники отечеству" (1861), "Вход Христа в Иерусалим"(1876) и "Смерть Орфея" (1879). В последние годы своей жизни Д. пробовалсвои силы также в скульптуре и произвел по этой части несколько работ,гораздо более удачных, чем его живопись, - группу "Парка и Амур" (1877),огромную, вылепленную для отливки из бронзы вазу, окруженнуювиноградными лозами и фигурами малюток-гениев и нимф (1878), статую"Египтянка спасает свое дитя от ужаления змеи" (1879), "Мадонну" ипамятник Алекс. Дюма, поставленный на площади Мальзерба, в Париже(последний труд. художника). Однако, при взгляде на эти произведения,превосходные по сочинению, отмеченные печатью бесспорно высокогодарования, но слабые в отношении деталей рисунка и лепки, невольносожалеешь о том, что художник дал им крупный размер, а не ограничилсядля них величиною комнатных терракот и бронзовых статуэток. Ср. R.Delorme, "G. D.". (П. 1879). А. С-в.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.