Декларация прав человека и гражданина (declaration des droits del'homme et du citoyen). Уже в наказах 1789 г. встречается требованиечтобы во Франции была издана Д. прав, причем, конечно, имелся в видупример Америки. В самом национальном собрании первая мысль о такой Д. ипервый ее проект (12 июля 1789 г.) принадлежали Лафайету, а за нимпредставил свой проект и Сиейс (20 июля). Национальное собрание решило 4авг., перед знаменитым ночным заседанием, поставить во главе конституцииторжественное объявление о правах человека и гражданина, а 12 авг.поручило выработку ее текста особой комиссии. По докладу Мирабо, 26 авг.собрание приняло Д., которая потом и была поставлена впереди конституции1791 г. Ее текст состоит из краткого введения, в котором заявляется, чтоединственными причинами общественных бедствий и порчи правительствявляются незнание, забвение или презрение естественных, священных инеотчуждаемых прав человека, и из 17 статей, заключающих в себе, главнымобразом, две основные идеи политической философии естественного права -идею индивидуальной свободы и идею народовластия. Все люди свободны иравны в правах. Цель общества - сохранение прав личности (свободы,собственности, безопасности и сопротивления угнетению). Верховная властьпринадлежит нации. Закон есть выражение общей воли; участвовать виздании законов имеют право все граждане, лично или черезпредставителей. Все граждане равны перед законом. Особые статьи (7 - 12)обеспечивали личную неприкосновенность, судебные гарантии личности,свободу совести и мысли, свободу слова и печати. Публичная силасуществует для счастья всех, а не для личной выгоды тех, кому онавверена. Налоги, необходимые для ее содержания, должны быть распределеныравномерно; граждане имеют право сами, чрез своих представителей,определять их размер и способ взимания. Общество имеет право требоватьотчета у своих агентов. "Общество, в котором не обеспечена гарантия прави не установлено разделения властей, не имеет конституции". Никто неможет быть лишаем собственности, кроме случаев общественной надобности,законно засвидетельствованной, и лишь под условием вознаграждения.Таково, вкратце, содержание Д., принципы которой легли в основу целогоряда постановлений публичного и частного права, созданного французскойреволюцией. В свое время Д. прав была предметом как восторженных похвали резких нападок, так и более спокойной критики; и теперь она обращаетна себя большое внимание историков (см. статью М. М. Ковалевского в"Юрид. Вестнике" за 1889 г.). Когда, после падения монархии и отменыконституции 1791 г., национальный конвент озаботился составлением новой,республиканской конституции, то Д. прав составила существенную часть ижирондистского проекта конституции, и якобинской конституции 1793 г., итак наз. конституции III (1795) года. И жирондисты, и якобинцы внесли всвои Д. новую черту, которой не было в Д. учредительного собрания. Это -принцип, которым на общество возлагается обязанность помощи неимущим,посредством доставления работы или пропитания, и обязанностьсодействовать образованию всех своих членов. В остальном обе Д. мало чемотличались от первой; в них только сильнее подчеркнуты безграничноеверховенство нации и право сопротивления угнетению, которое превращалосьздесь прямо в право возмущения (insurrection). Когда после паденияРобеспьера началась реакция, она сказалась и на содержании Д.,предпосланной конституции III года. Из новой Д. было выключено правосопротивления, и к Д. прав прибавлена была Д. обязанностей (decl. desdevoirs). Прибавлено было еще, что верховная власть принадлежит всейсовокупности граждан и что частные их соединения не имеют праваприсваивать себе всей верховной власти. Мысль о Д. обязанностейвысказывалась еще в авг. 1789 г.; но тогда вопрос об этом был отложен.Обязанности, изложенные в Д. III г., имеют чисто моральный характер;особенно выдвигается вперед требование подчинения законам и законнымвластям и поддержания собственности, как основы всего общественногопорядка. В общем и Д. III г. сохранила принципы индивидуальной свободы инародовластия. В конституции VIII (1799) года, передавшей властьНаполеону Бонапарте, нет уже попытки формулировать права человека игражданина в том смысле, как это делалось в конституциях 1791, 1793 и1795 гг. Историческое значение этих Д. заключается в стремлении датьзаконодательную санкцию самым важным принципам политической философииестественного права, произведшей такой крупный переворот в политическихвзглядах и отношениях новейшего времени. Тексты Д. можно найти в любомсборнике франц. конституций (Helie, Tripier, Laferriere и т. п.; рус.пер. первой Д. на стр. 520 - 522 третьего тома "Ист. Зап. Евр. в новоевремя", Н. Кареева), кроме жирондистской Д., которую см. у Buchez etRoux, "Hist. parlementaire de la rev. franс." (XXIV, 106 и след.). Н. К.
Значение слова ДЕКЛАРАЦИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ДЕКЛАРАЦИЯ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012