Значение слова ГАНГ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ГАНГ

(по-санкритски Ganga) - главная река передней Индии, священный поток индусов, образуется на горном склоне Гималаев, в вассальном государстве Гарвале, из двух рек: Багирати-Ганга на 3 и Алакнанда-Ганга на В. Первая река, БагиратиГанга, берет начало из-под снежных и ледяных полей, толщиною в 104 м. под 30° 54' сев. широты и 79° 7' в. д. (от Гринвича), близ Ганготри, на в. 4495 м. н. ур. м., между горными вершинами св. Патрика (7428 м.) и св. Георгия (7378 м.). Направляясь на СЗ, она принимает близ Байгарти, па в. 277 м., более значительную и более бурную реку Джанави, которая считалась прежде европейцами за настоящее начало Г. Затем близ Саки река прорывает Гималаи на в. 2478 м. и возле храма Деопрага, на в. 636 м" соединяется с более спокойной и много водной Алакнандой, образующейся при Бадринате из слияния двух рек: Вишну в Дули. Соединенные воды Багирати в Алакнанды, под названием Г., прорывают у священного места Гардвара, на в. 403 м., последнюю Гималайскую цепь и протекают через болотистую равнину Терай в громадную, необычайно плодородную равнину Сев. Индии. В своем верхнем течении, имеющем преимущественно южное направление, Г. несется бурным потоком, а покинув горы, он становится судоходной рекой, и спокойно течет сперва в южном, а потом в юго-восточном направлении, образуя многочисленные извилины, возле которых расположены многолюдные города: Каунпур, Аллахабад, Мирзапур, Бенарес. Патна, Багельпур, Раджмахал и др. На этом среднем течении, занимающем протяжение по прямой линии в 1529, а с изгибами в 2597 км" Г. принимает следующие большие притоки: с левой стороны, не доходя до Каноджи, Рамагангу и недалеко от нее, с правой стороны, Кали, далее, у Аллахабада справа главный приток Джамуну, которая вместе с Г. образует так называемый Дуаб (двуречье) и своими хрустально чистыми водами расширяет русло грязно-желтого Г. на 800 м. За Аллахабадом в него впадают слева Гумти, а справа Тонс и Курумназа, выше Патны - слева Гауза, справа Сона (Sone), а напротив Патны, у Хаджипура, - мощный Гандак. Наконец, ниже Багальпура Г. принимает в себя многоводную Кузи, спускающуюся непосредственно с Гималайских гор. Достигнув в своем среднем течении ширины 1500 м., при глубине не большие 1 м., Г. круто поворачивает на юго-вост. и вступает в Бенгальскую низменность, где начинается его нижнее течение, образование рукавов и дельты. Близ Саибганжа влево громадный рукав Багирати, а 100 км. дальние по течению другой рукав Джаланги, у города того же имени. Пройдя пространство в 160 км. оба рукава соединяются в один общий канал Хугли, на котором расположен город Калькута. После соединения с Даммудой этот канал у Чандернагора становится доступным для морских кораблей в близ Сагара, ниже Калькуты, впадает в Бенгальский залив. Отдав часть воды в Хугли, Г. под именем Падда или Падма продолжает свое юговост. течение, отделяя новые рукава (Мартабангу, Гору, Чундну), принимает слева большой приток Магананду и при Джаффергандже соединяется с Джабуной, мощным рукавом Брамапутры. Соединенные воды обеих рек изливаются в Бенгальский залив под именем Мегны. Джафферганджа начинается настоящая дельта г. и Брамапутры, самая сложная в громадная на земном шаре, подверженная постоянным изменениям. Наносные пространства земли между Хугли и Мегной носят название Sunderbands. Это лабиринт из топей, рек, каналов и бухт вдоль Бенгальского залива, длиною в 265 в шириною в 150 км., усеянных неожиданно возникающими и зачастую столь же быстро исчезающими илистыми и песчаными островами, а также громадными, отчасти затопляемыми морским прибоем лесными пространствами, вместе с илом и остатками животных и растений, в которых впервые зародилась холера. Дальше вглубь страны дельта очень быстро просыхает, образуя плодоноснейшую часть Бенгалии: в населенных местах она превосходно обрабатывается, в малолюдных же покрыта роскошной, почти непроницаемой растительностью. Верхняя дельта Г - самая населенная страна в мире. Ежегодно в дельте отлагается около 180 милл. куб. и. осадков, в обусловливаемое этими осадками изменение цвета Бенгальского залива бывает заметно уже на расстоянии 150 км. от берега. Подобно Нилу, Г. подвержен ежегодным, хотя и не столь правильным, разливам. Вода начинает прибывать в апреле, а в июле затопляет окрестности, достигая высоты 15 - 16 м. (Бенарес и Аллахабад). С конца сентября он снова возвращается в берега, оставляя громадные количества плодоносного ила. Хотя по длине Г. меньше Инда и Брамапутры, но зато он превосходить их величиною своего бассейна в занимает пространство в 1060000, а вместе с теми водами, который приносит Брамапутра, 1643000 кв. км. Его водная масса так громадна, что у Бенареса, т. е. на расстоянии 1224 км. от устьев Хугли, он имеет в сухое время года 430 - 440 м. ширины и 1012 м. глубины, а во время дождей 900 - 950 м. ширины и 18 - 20 м. глубины. Среднее количество воды, уносимой им в море, вычисляется в 7700 куб. м. в секунду. Между его притоками 12 превосходят величиною Рейн. Наклон его между Гардваром и Аллахабадом составляет 0.22, а от последнего города до Калькуты 0.05 м. на каждый километр. Вплоть до Каунпура на нем происходить деятельное судовое движение, тогда как дальние кверху судоходство затруднено множеством отмелей и быстрин, особенно в сухое время года. Г - главная артерия Бенгалии в северо-западных провинций. Для англичан же он, кроме того, имеет значение большой военной дороги, которая помогла им завоевать Индию и теперь облегчает им защиту своих владений. Для орошения и оплодотворения двуречья (Дуаб) английским правительством с 1848 выстроен громадный канал Ганга, имеющий в длину 1305 км. Он идет от Гардвара на юг к Алигару, где разветвляется на 2 рукава, из которых один ведет к Каунпуру в Г., а другой на Этаву к Гамерпуру в Джамну. В 1878 открыт еще один канал, нижний канал Ганга. В устьях Г. движение сосредоточено преимущественно в Хугли. Начиная от Калькуты вплоть до Каунпура, Г. сопровождает железная дорога (East Indian Railway). Река Г. изобилует рыбой, крокодилами и особым видом черепах. Г. священная река индусов . По этой причине вода Г. считается святою и обитатели обязаны в известные дни совершать в ней омовение. С последней целью туда ежегодно стекаются толпы богомольцев, особенно к источникам Г. Кто умрет на его берегах, или кто перед смертью выпьет его воды, того душа избавляется от скитаний по земле. Поэтому умирающих приносят на берега Г., вливают им в рот воду из него, погружают их в реку и после смерти предают тело его волнам. Отдаленные же от Г. жители хранят для смертного часа его воду в медной посуде, а богачи завещают себя сжечь после смерти и бросить свой пепел в Г.

Ганг играет очень важную роль в индийской мифологии. В Ригведе он упоминается только два раза, откуда обыкновенно делается вывод, что индусы в эпоху составления этого памятника жили еще на северо-западе Индостанского полуострова, на берегах Инда. В позднейшие эпохи он получает больше значения и наконец делается наиболее чтимой и священной рекой индусов, так что в Магабхарате (п. XIII, 1793) говорится: "как все касты и различные ступени жизни брамина без добродетели и познаний, как жертва без сока Сомы, так был бы мир без Ганга". В Пуранах Виядганга Ганг вытекает из ножного пальца Вишну и сводится с неба на землю молитвами святого Бхагиратха, чтобы очистить пепел 60000 сыновей царя Сагара, которые были сожжены гневным взглядом мудреца Капила. Вследствие этого Г. получает имя Бхагиратхи. Г. разгневался за свое удаление с неба, и бог Шива, чтобы спасти землю от тяжести его падения, подхватил реку на свое чело и задержал ее течение своими переплетенными локонами. Поэтому Шива получает имя Гангадхара (поддерживающий Г.). Река потекла с чела Шивы несколькими потоками, число которых обыкновенно принимается семь, почему она и называется Саптасиндхава (семь рек). Собственно Г. есть одна из этих 7 рек. При своем падении на землю Г. помешал мудрецу Джагну, занятому жертвоприношением, который в досаде выпил воду, но потом смиловался и позволил ей течь из своего уха. Отсюда название Г - Джагнави. Олицетворенный как божество, Г. является старшей дочерью Гимавата (Himavat - олицетворение гор Гималая) и его жены Мена; ее выдали за царя Шантану, от которого она родила сына Бхишма (страшный); этот последний по матери называется также Гангея. Г. является также матерью бога войны Картикея. По сказанию Магабхараты, от брака Г. с богом Агни произошло золото. Г. имеет еще много имен или титулов. С. Булич.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.