паломник XVII века, казанский купец; в 1634 г. отправился, по обету, в Святую землю, захватив слугу своего Гараньку. Чтобы добраться до Иерусалима, он употребил более года. Не застав в Иерусалиме патриарха Феофана, он пробыл там на этот раз только три дня и отправился в Египет к другому патриарху — александрийскому, от которого получил похвальную грамоту к царю Михаилу Федоровичу. Посетив Синай, Г. возвратился в Иерусалим, где уверовал в сошествие в иерусалимском храме, в день Пасхи, небесного огня, так как прикладывал тот огонь к своей бороде, и она не загоралась. В 1637 г. Г. прибыл в Москву. За свои странствования и привезенные им вести о положении восточных дел Г. пожалован был от царя Михаила Федоровича званием "московского гостя". Составленное им "хождение" дает описание Иерусалима и Св. мест, которое, по простодушию и излишней доверчивости автора к сказаниям "вожей", стоит ниже писаний наших паломников-писателей из духовных лиц, бывших там до и после него. Описание Египта вышло у Г. полнее и обстоятельнее, чем описание Иерусалима и Св. мест. Описание Грузии делает хождение Г. особенно интересным в ряду подобных же творений до Петровской письменности.Ср. А. Н. Муравьев, в предисловии к "Путешествию к Святым местам", 1830 г. Новейшее издание хождения Г. сделано в 33 выпуске "Православного Палестинского Сборника" (СПб., 1891).
Значение ГАГАРА ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ГАГАРА ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012