Значение ГАВРИИЛ, В МИРЕ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ВОСКРЕСЕНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ГАВРИИЛ, В МИРЕ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ВОСКРЕСЕНСКИЙ

архимандрит казанского Зилантова монастыря (1795-1868), родился в Москве, учился в тамошней Духовной академии; с 1835 по 1850 г. был профессором Казанского университета сначала по кафедре церковного права, потом по кафедре философии. Сочинение его — "История философии" (6 ч., Казань, 1839-40) — замечательно уже по одному тому, что в свой обзор автор включил и русскую философию, которую начинает с Владимира Мономаха. В свое время Полевой восхищался этим опытом русского философского ума и только отмечал неисправность в слоге, которую объяснял поспешностью работы ("Сын Отечества", 1839 г., ч. XI); архиепископ Филарет находил, что и в мыслях Г. не везде выдержана последовательность и отчетливость. Кроме того Г. принадлежат: "Философия правды" (Каз., 1843); "Описание опытной психологии" (Каз., 1858); "Понятие о церковном праве и его история" (Казань, 1844); "Описание Зилантова монастыря" (Каз., 1850 — стоит внимания по грамотам, здесь помещенным) и др. Ср. заметку Можаровского в "Русск. Стар." 1880 г., № 7. В Казани имя Г. было очень популярно; но он не пользовался расположением всесильного в то время в духовном мире Филарета, митрополита московского, не любившего Г. за недостаток смирения и благопокорливости. "Пока я жив — не видать Гавриилу зилантовскому архиерейской мантии", — говорил Филарет, когда спрашивали его мнения на счет повышения архимандрита Гавриила. Под конец жизни Г. удалили, по настоянию казанского архиепископа Григория Постникова, в Усть-Киренский монастырь иркутской епархии. Только при назначении на петербургскую митрополию высокопреосвященного Исидора, бывшего когда-то учеником Г., этот последний получил позволение возвратиться в Россию. Ему назначен был для жительства муромский Спасский монастырь, где он и умер в 1868 г.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.