есть уменье изобретать и применять самые целесообразные средства и приемы для скорейшего достижения общей и окончательной цели войны (см. Война). Задачи, связанные с войною, так многосторонни, средства, в разные эпохи употребляемые для их решения, столь различны, обстоятельства воюющих сторон, обстановка театров войны и пр. так разнообразны, что ведение каждой войны представляет для полководца новые особенности. Тем не менее, наряду с этим разнообразием существуют известные, неизменные законы и правила ведения войны для всех времен и всех народов. Представить эти законы и правила в систематическом порядке — есть дело военной науки (см. это сл.). История же В. искусства изображает ход их постепенного развития как в военное, так и в мирное время, т. е. говорит о военных учреждениях, вооружении, тактике, искусстве маневрировать и т. п., существовавших у всех народов и во все исторические эпохи, равно как и о том влиянии, какое войны и вынесенные из них опыты, а также научные и технические изобретения и т. п. имели на изменения В. искусства. Поэтому В. искусство есть нечто совсем отличное от военной истории (см. это сл.). В древние времена образ ведения войны был крайне прост. Приготовления к вооруженной борьбе усложнились лишь тогда, когда стали предприниматься относительно далекие экспедиции, как, напр., поход греков на Трою. У древнеазиатских народов В. искусство достигло, по-видимому, высшей точки развития при персидском царе Кире. Политические обстоятельства греческих союзных государств не благоприятствовали его процветанию; и только внешними предприятиями греков (например, экспедиция в Сицилию во время Пелопоннесской войны, поход греческого вспомогательного отряда в Малую Азию), ознаменованный отступлением Ксенофонта, поход Агезилая против персидских сатрапов) создалось постепенно такое В. искусство, о каком прежде едва ли и помышляли. Александр Великий возвел древнее В. искусство до его кульминационного пункта. Римляне образовались по греческому образцу, но вскоре уже стали вести войну на свой собственный лад, и их В. искусство доведено было до высшей степени совершенства Юлием Цезарем. При последующих императорах оно постепенно стало приходить в упадок, несмотря на то, что в даровитых полководцах недостатка не ощущалось. Новые народы, расселившиеся на территории великого римского государства, руководились во время войны более своими инстинктами, нежели правилами искусства, почти вовсе им неизвестного. Столь же мало заботились о В. искусстве и в средние века. Крайне неудовлетворительное состояние войск того времени делало отдаленные походы почти невозможными, а равно и не давало средств осуществлять военное предприятие сообразно какому-нибудь определенному плану. Обновление В. искусства начинается в XVI столетии, и прежде всего в юго-западных государствах Европы, вместе с новым подъемом наук, особенно же с введением огнестрельного оружия. Кроме того, развитию В. искусства весьма благоприятствовало и устройство постоянных армий. Сначала совершенствовалась лишь материальная сторона дела, как-то: выделка и употребление оружия, постройка крепостей и полевых укреплений, организация войсковых частей и механизм их движений; впоследствии стали разрабатываться более научные и применимые к разным обстоятельствам тактические правила. Из лиц, оказавших в эту эпоху особые услуги развитию В. искусства, можно указать на французского короля Генриха IV, принца Морица Нассауского, Александра Фарнезе. Заключительная черта этого развития проведена была 30-летнею войною, когда Густав-Адольф предпринял важные перемены в тактике, ввел в употребление более легкие роды оружия и особенно во многом усовершенствовал артиллерийское дело. Людовик XIV целым рядом походов значительно расширил систему постоянных армий, чем вынудил и прочие государства следовать за ним по этому пути. Размеры вооруженных сил стали превышать даточные средства населения и вызвали необходимость вербовать солдат в чужих государствах. В эту эпоху все отрасли В. искусства получили богатое развитие благодаря таким деятелям, какими были с французской стороны военный министр Лувуа, инженер Вобан и целый ряд талантливых полководцев, с другой же стороны — принц Оранский, Евгений Савойский, герцог Мальборо, великий курфюрст, а впоследствии Леопольд Ангальтский, которые почерпали все свои военно-научные правила прямо из многостороннего опыта. Происходившая в ту же эпоху борьба Петра Великого с Карлом XII обогатила В. искусство еще новым выводом, а именно — что средства для войны лежат в народной силе государства и что с истощением этой силы военное искусство теряет под собою почву. Сильный толчок развитию В. искусства дан был Семилетнею войною, со времени которой прусская тактика и прусские приемы обучения войск стали считаться образцовыми. Но благодаря одностороннему увлечению ими В. искусство едва было не свелось к механическому муштрованию солдата и тактическим хитросплетениям, если бы не внесены были в него новые элементы сев.-американскою войною за независимость, а также революционными войнами. Наполеон I довел новое В. искусство до полного расцвета; он побеждал до тех пор, пока его неприятели не выучились у него же этому искусству и не обратились к естественному, народному способу ведения войны (в Испании, России, Германии). Опыты, почерпнутые из длинного периода наполеоновских войн, повели к установлению научной системы В. искусства (см. Военная наука), основные правила которой, развитые независимо от преходящих обстоятельств, сохраняют значение постоянное. В новейшее время военные средства и приемы, конечно, многократно преобразовывались и изменялись. Теперешнее В. искусство постоянно приноравливается к быстрому развитию сообщений, к преуспеянию во всех областях науки и техники, и старается держаться на одной высоте с ними. Всеобщая воинская повинность введена почти во всех государствах Европы. Борьба армий грозит обратиться в борьбу народов. Но чем крупнее становятся собираемые для войны массы, тем менее может затягиваться решение дела: оно должно последовать быстро. Для этого требуется тщательная, всесторонняя подготовка в мирное время, а затем — нанесение удара умелою рукою, со всею силою и в самом решающем направлении. В противном случае государство может поплатиться многолетнею борьбою, сопряженною с неисчислимыми жертвами. Пример тому мы видели во время последней междоусобной войны в С. Америке, где В. искусство и военное дело вообще были в совершенном пренебрежении; напротив того, в Европе большие войны последнего времени (1859, 1866, 1870-71) кончались в несколько недель или месяцев.
Значение ВОЕННОЕ ИСКУССТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ВОЕННОЕ ИСКУССТВО
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012