Ветхий Завет - библейский термин, имеющий двоякое значение: 1)во-первых, под ним разумеется договор , который Бог заключал сразличными представителями древнего человечества для того, чтобы черезних сохранить истинную веру среди распространявшегося повсюдузаблуждения. Вполне определенный характер взаимного договора заветполучил в лице Авраама, который выступил как родоначальник избранногонарода, долженствовавшего принять на себя специальную историческуюмиссию - быть носителем истинной религии среди языческого мира. Авраамубыло обещано, что за сохранение им истинной веры от него произойдетмногочисленное потомство, во владение которому отдана будет обширнаястрана - "от реки Египетской до реки Евфрата". Видимым знаком принятиязавета стало служить обрезание. Это была первая, личная стадия договора.Вторая стадия его имеет национальный характер; она началась после выходаевреев из Египта. При горе Синае Бог заключил с еврейским народом, чрезМоисея, Завет, который должен был служить отчасти подтверждениемпрежних, отчасти необходимым завершением их - и выражением этого заветабыло синайское законодательство Целью завета было выделить израильскийнарод из среды остального человечества и сделать его избранным царством,в котором могли бы сохраниться и развиваться семена истинной веры,предназначенной впоследствие распространиться на все человечество(Второзаконие, XXIX, 10 - 13, 18). Иегова, Царь всей земли становитсяпреимущественно царем израильского народа, получает верховную власть надним, делается его законодателем, постановления которого народобязывается принять и свято соблюдать. В случае соблюдения договора,Иегова обещает избранному народу свое особое покровительство, будетправить им посредством особых законов, способных обеспечить емупользование неоценимыми преимуществами истинной религии, а также и всеблага свободы, мира и благоденствия. Совокупность таких отношений Иеговык избранному народу есть "теократия", и ветхий Завет, в этом смысле,есть синоним теократии или богоправления. Вся последующая историяизраильского народа была выражением этой теократии, вследствие чегосамая история библейская, до Р. X., часто называется "историей ветхогозавета". Строгими блюстителями завета были пророки, которые, своейпламенной речью беспощадно бичевали всех нарушителей завета, не щадя ницарей, ни вообще сильных Mиpa сего. Только благодаря пророкам, всознании народа, наконец, настолько укрепилась идея его избранности, чтоон мог сохранить свое национальное существование до того времени когдаветхая теократия сменена была новопровозглашенным "Царством Божиим" иВетхий Завет уступил место новому завету, имевшему совершенно инуюзадачу. - 2) Во втором смысле под Ветхим Заветом разумеется собраниесвященных книг, составляющих первую, дохристианскую часть Библии, вотличие от Нового Завета, как собрания священных книг собственнохристианского происхождения. О составе и названиях этих книг. ВетхимЗаветом эта часть Библии называется вследствие самого содержаниявходящих в нее книг, имеющих своим предметом изложение ветхозаветногодомостроительства в различных фазисах его исторического развития.Сначала является литература историческая, с ее почти эпическою простотойв рассказе о первобытных временах, и к ней примыкает литератураобрядово-юридическая, соответствующая зачаткам национальнополитическойстадии в развитии народа. Затем, опять после ряда исторических книг,соответствующих высшей стадии в политическом развитии, являетсялитература политическая, выражающая полный расцвет внутренней духовнойжизни, и, наконец, она сменяется литературой дидактической,соответствующей периоду национальной старости, с ее практическоюмудростью и горькими разочарованиями в жизни. С этой стороныветхозаветные книги составляют такой же драгоценный источник для историинационального развития древнееврейского народа, как и литература всякогодругого народа, с тем великим преимуществом, что нить этого развития вней проводится с наглядностью и величайшею последовательностью. Самоеназвание В. З. явилось весьма рано; оно встречается у ап. Павла во 2-мего Послании к коринфянам, где он говорит о "чтении Ветхого Завета"(III, 14). Слово "завет" составляет перевод греческого diaJhkh, котороена западе нашло себе выражение в слове test amentum. Что касаетсясоотношения Ветхого и Нового Заветов между собой, то внутренняяорганическая связь их содержания рельефно выражена в известном латинскомдвустишии: Vetus Testamentum in Novo patet, Novum autem in Vetere latet,т. e. Ветхий Завет в новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается. Обе изложенные стороны Ветхого Завета были предметом многочисленныхисследований, и к первой стороне в действительности может быть отнесенався библейско-историческая литература, в которой многие сочинения прямоназываются "историей Ветхого Завета" (как напр., известный труд Kurtz'a,"Die Geschichte des Alten Bundes", 3 изд. 1864 г.). Вторая, литературнаясторона также была предметом многих историко-литературных исследований иеще более критических, особенно размножившихся с начала настоящегостолетия, под влиянием так называемого библейского рационализма. Изцельных курсов по истории ветхозаветной литературы известны сочиненияJul. Furst, "Geschichte der bibl. Literatur. " (1867 и 1870); Noldeke,"Geschichte der altest. Literatur" и др. А. Л.
Значение слова ВЕТХИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ВЕТХИЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012