Значение слова ВЕЛАСКЕС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ВЕЛАСКЕС

Веласкес (Velazquez, Дон-Диего-Родригес-Веласкес-де-Сильва), наряду сБ. Э. Мурильо, знаменитейший из испанских живописцев, род. в Севилье в1599 г. Отец его, происходивший из португальского семейства, лет за стопред тем переселившегося в Андалузию, предназначал будущего художникадля судебной или литературной карьеры, но, в виду обнаружившейся в немстрасти к рисованию, не мешал ему сделаться живописцем. В. учился спервау Франсиско Херреры Старшего, а потом у Франсиска Пачеко, дочь котороговскоре сделалась его женою. В мастерской Пачеко будущий великийживописец занимался больше всего изображением голов с натуры, обращениеже с красками он усвоил себе этюдами плодов и живности, также с натуры.К первой поре его самостоятельной деятельности относятся: "Продавецводы" (наход. у лорда Веллингтона), "Поклонение волхвов" (в лонд. Нац.галерее) и "Поклонение пастырей" (в Мадридском музее) - картины, ужезамечательные по благородному натурализму, сильной лепке, но ещенесколько сухие по кисти и резкие в отношении контрастов освещения. В1622 году Веласкес переселился в Мадрид, где копировал образцовыепроизведения живописи в королевском собрании и написал портрет поэтаГонгоры (в Мадридском музее). В следующем затем году, В. был удостоензаказом изобразить короля Филиппа IV верхом на коне и столь удачноисполнил эту работу, что удивил ею весь двор и приобрел себе титулкоролевского живописца. В 1627 г., по конкурсу с Кахесом, Нарди иКардучо, он написал картину: "Изгнание мавров" и получил званиегофмейстера. Знакомство с Рубенсом во время приезда последнего в Мадрид,в 1628 году, возбудило в В. желание посетить Италию. Проведя в этойстране около 3-х лет (1629 - 1631), он изучал и копировал произведенияТициана, П. Веронезе и Тинторетто в Венеции, Рафаэля, Микель-Анджело иантики в Риме. Это путешествие произвело перемену в мастерствехудожника: стиль его сделался более свободным и блестящим, колорит менеетемным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Первымипроизведениями этой второй манеры В. были: "Кузница Вулкана" (вМадридском музее), "Одежда Иoсифа" (в Эскурьяльском дворце) и два видавиллы Медичи (в Мадридском музее); за ними следовал ряд другихвеликолепных картин, каковы напр. : "Взятие Бреды" (в Мадридском музее),"Усопший Спаситель" (в монастыре С.-Пласидо, в Мадриде) и многочисленныепортреты королей Филиппа III, Филиппа IV, их супруг, инфантов и инфант,герц. Оливареса, адмирала Парехи, придворных карлов и шутов. В 1634 г..знаменитый художник получил почетное звание королевскогогардеробмейстера, в 1643 году - камердинера и в 1642 - 44 гг.сопровождал короля в его походе для усмирения Аррагонии. В конце 1648 г.он отправился вторично в Италию, с поручением закупить картин и разногорода художественных предметов для дворца, посетил главные итальянскиегорода и написал в Риме мастерский портрет папы Иннокентия Х (в палаццоДориа, в Риме). С возвращения В. из этой поездки в Мадрид (1651)начинается третий период его творчества, к которому относятся, междупрочим: "Св. Семейство", известное под названием Los Meninas, "Ковроваяфабрика", "Св. Антоний и Павел" (все три в Мадридском музее) и многиепортреты. Будучи сделан в 1652 г. королевским обер-гофмаршалом, В.исполнял эту хлопотливую должность с редкою добросовестностью, хотя онаи отнимала много времени от его художественных занятий, и в 1660 г.сопровождал Филиппа IV в его поездке на границу Франции, для свидания скоролем Людовиком XIV по случаю бракосочетания последнего с инфантойМарией-Терезией. Устройство празднеств, сопровождавших это свидание, такутомило художника, что он заболел, и вскоре по возвращении своем вМадрид скончался, 6 августа 1660 года. Как замечено выше, В. былживописец-натуралист в лучшем значении слова. Он обладал тайной, припомощи самых простых средств и приемов, воссоздавать жизнь во всей ееправде, простоте и вместе с тем обаянии - тайной, которая и в наши дниприводит в изумление. Писанные им портреты отличаются верностьюхарактеристики изображенных физиономий, передачей индивидуального типа,выражения национальной гордости и чувства достоинства. Натура отражаетсяв них, как в зеркале; в них нет и тени какой-либо условности. Теми жевысокими достоинствами отмечены и другие произведения великого мастера.В особенности бесподобны портреты и картины его последней, третьейманеры, в которых он эскизно, без густой накладки красок, воспроизводиттрудные и тонкие эффекты освещения и воздушной перспективы. Чтобы вполнеизучить гениального художника, необходимо побывать в Мадриде, где водном музее находится 61 его картина, в том числе самые главные. Однако,его произведениями могут гордиться и другие европейские галереи. У нас,в Императорском Эрмитаже, имеется пять несомненно подлинных работ В. :портреты Филиппа IV, во весь рост и грудной, герцога Оливареса, также вдвух экземплярах, в рост и грудной, и этюд головы папы Иннокентия X, дляпортрета галереи палаццо Дория. В. оказал на живопись своей родиныбольшое влияние, и в числе его учеников были Мурильо,Карреньо-де-Миранда, Пареха, Масо-Мартинес и др. выдающиеся испанскиемастера. Как на лучшие биографии В. можно указать на сочинения: С.Justi, "Diego Velazquez und sein Jahrhundert" (Бонн, 1888, 2 т.); W.Stirling Maxwell, "Velazquez und seine Werke" (перев. с английского,Берлин, 1856) и Paul Lefort, "Velazquez" (общедоступный труд, входящий всостав серии книжек: "Les Artistes cеlebres"). А. Сомов.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.