по преданию литовских евреев, был избран на одну ночь польским королем, после смерти Стефана Батория. В. действительно жил в Брест-Литовске во времена Сигизмунда III, который любил его, в 1589 г. позволил ему называться королевским слугой и издал, вследствие его стараний, несколько привилегий для литовских евреев. Валь построил в Бресте синагогу и поместил в ней надпись: "Шавл Юдич, имеющий власть, поставил эту синагогу в память жены своей Деборы". Эта-то надпись и могла послужить источником легенды. Каро в своем "Interregnum Polens im J. 1587" допускает возможность, что пьяная шляхта в шутку могла на одну ночь выбрать богатого и почитаемого всеми евреями В. польским королем. По легенде, В. в продолжение кратковременного своего царствования издал несколько привилегий для польских евреев. По мнению профессора Бершадского, В. в легенде изображает собой Сигизмунда III, который наделил действительно евреев тем, что приписывается В. Потомком этого В. считается барон Вормс, статс-секретарь в кабинете лорда Салисбери.Ср. С. А. Бершадский, "Еврей король польский" ("Восход", 1889, где указана тоже библиография предмета) и статьи в "Kurjer Warszawski" (1885, №№ 251 и 255).И. Л.
Значение ВАЛЬ, ШАВЛ ЮДИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ВАЛЬ, ШАВЛ ЮДИЧ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012