Значение БУДИНЫ НАРОД В СКИФИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

БУДИНЫ НАРОД В СКИФИИ

собственно вудины — один из перечисляемых Геродотом народов, населявших Скифию. Не совсем ясное известие Геродота об этом народе: "????? ??? ???? ??? ?????? ??????? ?? ??? ??????? ???? ??? ??????" — "народ многолюдный, со светло-голубыми глазами и с рыжими волосами" (обычный перевод), или: "народ белокурый весь крепко и весноватый" (Сенковский), подало повод к разным толкованиям, по которым Б. оказывались то германцами, то славянами, то, наконец, финнами. Относительно географического приурочивания их существуют также разноречия: одни помещали Б. на восточном берегу Днепра; другие, более согласно с простым смыслом Геродотова известия, помещали их к СЗ от среднего течения Днепра, при чем принимали в расчет, согласно с известиями Геродота о других народах Скифии, положение земли Б. в противоположную сторону от Сарматии, простиравшейся к В от Дона; а принимая во внимание, что меланхлены, названные, как говорит Геродот, по цвету их одеяния, не иной какой-нибудь народ, по соображениям и доводам Эйхвальда ("Библ. для Чт.", т. 27), как чернокафтанники-эсты и куры, необходимо искать землю Б. по соседству с этими финскими народцами. В земле Б. огромное и глубокое озеро и торговый город Гелон, жители которого "гелоны были те же эллины, удалившиеся из торговых городов (надо, конечно, подразумевать черноморские колонии) и поселившиеся среди Б. Одни из них говорят на скифском языке, другие на эллинском. Хотя Б. ведут такой же образ жизни, как и гелоны, но говорят на языке особом". Очевидно, Гелон должен был стоять на большом водном пути из Балтийского моря в Черное, а на этом пути есть большое озеро Ильмень, и в будинах, таким образом, "народе великом и многочисленном", может быть, следует усматривать Несторово многочисленное племя кривичей и славян новгородских, тем более, что сам же Геродот говорит о будинах, что они "туземцы в этой стране". Далее Геродот как будто противоречит сам себе: сказавши, что Б. ведут такой же образ жизни, как гелоны, тотчас прибавляет еще, что они "ведут кочевой образ жизни", в противоположность "гелонам земледельцам". Может быть, историк хотел только указать, что Б. были не очень крепки земле сравнительно с более просвещенными гелонами-греками. Далее Геродот говорит: "Гелоны, напротив, земледельцы, употребляют в пищу хлеб (Б., раньше замечено у историка, питаются сосновыми шишками), занимаются садоводством и не похожи на Б. ни сложением, ни цветом кожи. Впрочем, у эллинов и Б. называются гелонами, но это неправильно". В средней полосе нынешней России жили царские скифы, земля которых лежала между Днепром и Волгой и простиралась к Ю до Крыма, а на С доходила, по-видимому, до среднего течения Оки или несколько выше и называлась Геррос. Так как эти скифы были земледельцами, то, несомненно, у них был город, и этот город следует видеть в Геррах, о которых Геродот так упоминает: "Гробницы царей скифов находятся в Геррах", очевидно, в городе, так как земля называется Геррос. Герры, по соображению с известиями Геродота, находились при Днепре, где он перестает быть судоходным. По географии Геродота, земля будинов лежала к СВ от Герроса, что опять указывает на Нестерову землю Кривичей. Но видеть в Гелоне позднейший Новгород, а в Геррах — Киев, хотя бы и не на тех самых местах, на которых они являются в IX в., едва ли возможно. — Шафарик признает Б. древнейшим из славянских племен, которые он считает аборигенами, столь же древними на своих местах, как кельты и германцы на своих. Он помещает их в нынешней Белоруссии. Но видеть в названии многих белорусских селений Будами остаток от имени будинов по меньшей мере странно, так как известно, что эти названия едва ли восходят далее XVII в., когда помещики, занимавшиеся выделкой поташа или смолы, ставили для рабочих поселки, буды (от budowa?), остатки которых, превратившись в селения, удержали каждое для себя, первоначальное общее название, как частное. Указание некоторых на селения Могилевской губ. Будогощь, Гилянь и Гилею, как на остатки от названия народа Б., г. Гелона и приевксинской древней Гилеи, без сомнения, относится к той же категории догадок, как и догадка Шафарика. Нарбутт считает Б. последователями Будды, вытесненными из Азии (Средней) и поселившимися потом между Каспийским и Черным морями, на Араксе, который, согласно с арабскими географами, есть не что иное, как библейский Рос и Ashabir-Ross Корана; после разных приключений они придвинулись к Волге и сообщили ей имя Аракса (Рос), а потом передвинулись на З, в Белоруссию; они, по литовскому историку, предки литовского народа. Очень правдоподобно мнение, что имя будинов, собственно вудинов, есть не что иное, как то же имя вендов, первоначально как бы вендинов, вудинов.А. Э.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.