Значение слова БОДРИЧИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое БОДРИЧИ

или оботриты, как их называли немцы, — первенствующий народ между полабскими славянами. Полабских славян, или иначе называемых прибалтийскими, история застает в бассейне р. Эльбы (Лабы) впервые около половины пятого века по Р. Х. Они разделялись на множество мелких племен, составлявших два союза: Лютичский и Бодрицкий, или Оботритский. Последний был назван по имени главного племени и включал еще, кроме Б., — вагров, полабцев, варсов, морочан и др. Б. жили к Ю. от Винмарского залива, на В. от вагров и полабцев, между реками Степницей и Радигостем, занимая все побережье Зверинского озера. В основании их жизни, как и вообще славян, лежал сначала родовой быт, затем являются князья, над которыми возвышается один великий князь с сильною властью. За князем следовала знать, владевшая большими земельными участками и ведавшая управление. Князь с своею знатью жил в городах, которые вначале, как и у всех славянских народов, представляли простые укрепления, огороженные места, и потом только с развитием жизни стали центром политическим, административным, военным, религиозным и торговым. Важнейшие из городов следующие: Мекленбург (главный город), Илово (к С.В. от Висмара), Зверин, Добин (у берега Висмарского залива на берегу Зверинского озера) и др. — В "Пригардиях" (посадах) жили ремесленники, торговцы и др. В селах — земледельцы (смерды), все лично свободные, но обложенные разными податями и повинностями; кроме того, у них были еще рабы, большею частью из пленников. Главное занятие Б. — земледелие и рыболовство. Что касается религии Б., то она, как и у других славян, состояла в обожании сил природы: солнца, луны и т. д.; и имела мирный характер. Только впоследствии мифология прибалтийских славян, более развившаяся, чем славян восточных, изменила этот характер на воинственный. Так, главное их божество Святовид, святилище которого находилось в Арконе, на о. Рюгене, был богом войны, и его идол обыкновенно изображался с рогом в одной руке и луком в другой, а подле него находились: седло, узда и меч.Вот почти все, что можно сказать о внутренней истории Б. Немного мы знаем и о внешней, политической жизни. До половины VIII в., как известно из отрывочных сведений франкских анналов, бодричи вели постоянную борьбу с своими сильными соседями — лютичами; происходила также вражда и разделение между самими бодричами, и тогда один князь правил западной частью их владений, другой — восточной. Карл Великий в своей многолетней борьбе с саксами обратил внимание и на балтийских славян. Он сделал своими союзниками Б. и с ними не раз совершал походы на саксов. Побеждаемые Карлом, саксы, как известно, по уходе его снова восставали и делали жестокие нападения на ближайших врагов — Б. Последние отражали их и собственными силами, и при помощи франкских войск. Особенно блестяща была победа на Святом поле, где бодричский князь с франкским легатом Эбурисом нанес саксам решительный удар. Когда саксы были окончательно покорены Карлом, последний вознаградил Б. за их участие в этой борьбе, отдав им всю западную окраину Голштинии, омываемой водами Северного моря, окраину, из которой они были вытеснены саксами очень давно. Примкнув теперь к морю, они явились соперниками в морской торговле датчан, и вот с одной стороны это обстоятельство, с другой — союз с франками вооружили против них датчан. С 808 г. начинаются их гибельные для Б. набеги, и Б., несмотря даже на помощь Карла, вынуждены были отказаться от приморских владений и кроме того выплачивать дань датчанам. В это время князем Б. был Дражко, дважды побежденный датским королем Готфридом. Он умер в 810 г., вскоре после него умер и Готфрид, весьма опасный враг и для Карла Великого. Теперь Карл обращается уже на славян и прежде всего на лютичей, а затем и чехов. Против тех и других ходили с ним и бодричи, и таким образом благодаря союзу с франками они почти со всех сторон окружали себя непримиримыми врагами. Не был другом для их самостоятельности и сам Карл. Укреплению ее должно было мешать, во-первых, постоянное участие в войнах Карла и отсюда непрерывающаяся борьба с соседями, во-вторых, попытки Карла к онемечению бодричей. Еще в 810 г. он построил на р. Сторе, близ устья Эльбы, крепость Эзесфельд (нын. Itzehoe); вскоре была выстроена другая; обе населены франкскими колонистами, число которых с течением времени все более и более увеличивалось, и, служа опорными пунктами против нападений северных народов на монархию Карла, стали в то же время первыми рассадниками немецкого влияния среди бодричей; в 3) едва ли не самым важным фактором ослабления самостоятельности бодричей было то обстоятельство, что из союза их с Карлом между ними и немецкими монархами возникли вассальные отношения. Хотя главный источник этого времени — известия Эйнгардта — и называют бодричей союзниками Карла В., тем не менее уже ближайшие анналы ко времени 843 г., когда прекращаются названные известия, свидетельствуют, что недавние союзники очень рано и вряд ли не в конце правления Карла обратились в вассалов, данников немецких. Историческая же роль их в конце VIII и начале X вв. заключалась в том, что они способствовали усилению Франкской монархии и служили надежным оплотом для нее против северных народов; преимущественно датчан. Последние хорошо понимали это их значение и очень рано стали склонять Б. к своему союзу. Вероятно, смуты, наступившие в семье Каролингов по смерти Карла, и опустошительные набеги датчан заставили Б. принять этот союз. Князь Славомир, преемник Дражко, при помощи датчан даже напал на крепость Эзесфельд; но вскоре был усмирен Людовиком Немецким, признал себя его вассалом и должен был разделять власть с поставленным от Людовика — Чедрагом; надо заметить, что как в данном случае, так и в последующее время усилению зависимости князя от короля много содействовала его рознь с знатью, которая сама искала суда и управы на своего князя у германского владыки. Впоследствии не раз бодричи при помощи датчан свергали свою зависимость от немецкой монархии, и до начала X ст., можно сказать, не несли никаких вассальных повинностей.Но положение их значительно изменилось с начала этого стол., когда на германский престол вступила династия Саксонская (919). Первые ее представители — Генрих Птицелов и Оттон I — успешно воевали с Б. и обложили их значительною данью; кроме того, при них в Люнебурге, главным образом, сосредоточиваются саксонские герцоги Биллинги, которые в течение двух столетий успешно распространяли немецкое владычество и подавляли славянский элемент, но вместе с тем насаждали христианство среди Б. Около 949 г. в земле их образовалась епископия (в г. Старгарде), вслед за тем построили в разных местах церкви, основали монастыри. Даже бодричский князь, правивший в это время, по имени Мстивой, принял христианство и был женат на сестре старгардского епископа Вагона. Но Б., пользовавшиеся всяким случаем для свержения вассальной зависимости от немцев, с неудовольствием принимали и насаждаемое ими новое учение. Всякий раз, как только княжеская власть переходила в руки более смелого и энергичного лица и в самой Германии возникали смуты, Б. тотчас принимались за уничтожение церквей, избиение духовенства и возвращались к прежней религии. Поэтому у них долее всех славянских народов сохранилось язычество, в котором они видели оплот своей самостоятельности. Только во второй половине XII ст. оно было подавлено окончательно.В начале XI века князю Ратибору удается объединить всех полабских славян, значительно расширить владения Бодричского союза и заметно ослабить немецкое влияние. Но после смерти его и его сыновей (около 1043—44 гг.), с вступлением на престол Готшалька (или Годескальха), лично принявшего христианство, до 1066 г., когда был убит язычниками этот князь в г. Ленчине, Б. переживали едва ли не самое опасное время для своей самостоятельности. В 1066 году, после непродолжительной борьбы с Будивоем, утверждается в Бодричской земле князь Крутой из рода Ранских славян, язычник; удачными набегами на саксов он уничтожает зависимость от них бодричей, восстановляет во всей силе язычество и впервые со времен Карла В. распространяет пределы Бодричской земли до морского берега. Его 30-летнее правление есть время высшей степени могущества и силы Бодричского союза, как в политическом, так и в религиозном отношениях. При его преемнике Генрихе, хотя язычество и было подавлено, особенно после битвы на Стиловом поле в 1093 г., но политическое могущество за Б. оставалось и было даже настолько значительно, что Генриха и славяне и саксы (в Нордалбингии) называли королем. По смерти его самостоятельность и язычество еще раз возрождаются при Никлоте. Происходя, как и Крутой, из ранских славян, Никлот возвышается вскоре по смерти Кнуда Датского (1131), при котором Б. находились в зависимости у датчан. Благодаря своему мужеству, симпатиям к нему со стороны Б. — язычников, уменью пользоваться всяким случаем для достижения своей цели и хитрости он одолевает и Прибислава, претендента на княжеский стол, и немцев. Его победами восстановляется язычество и расширяются пределы бодричской земли. Остановить его успехи саксонцы не были в силах. Тогда стараниями духовенства составляется против Никлота огромное крестовое ополчение. Желая предупредить его наступление, Никлот на флоте подплыл к Любеку, напал на него, разграбил и, опустошив земли вагров и фризов, вернулся обратно (1147). Между тем 200-тысячное крестовое ополчение приближалось. Часть его отправилась на лютичей, а другая на Никлота. Последний засел в Добине. Все усилия саксов и датчан, из которых главным образом состояло ополчение, взять Добин были тщетны. Никлот, получивший помощь от ранов, с успехом отражал их нападения. Наконец, обе стороны, утомленные довольно продолжительной осадой, заключают договор, обязывавший Никлота содействовать утверждению христианства в его земле. Пока еще ополчение находилось в пределах Б., некоторые из них лживо принимали христианство, но едва только оно ушло, как язычество по-прежнему стало господствующей религией. Никлот по-прежнему продолжал свои завоевания; после 1147 г. ему удалось подчинить себе славянские племена кишан (или хижан) и чрезпенян. В 1160 г., наконец, его могуществу наносят сильный удар Генрих Саксонский и датчане; отступая перед сильным их ополчением в глубь страны и сжигая на пути свои крепости, он доходит до земли хижан и здесь погибает. Сыновья его — Прибислав и Вартислав — скоро были побеждены; вся бодричская земля была разделена между вассалами Генриха, при этом Прибиславу была дана земля чрезпенян (Вартислав погиб в начале борьбы). Таким-то образом окончилось существование Бодричского союза, Бодричского княжества, после упорной и продолжительной борьбы с немцами.Хотя Прибиславу, вассалу герцога саксонского, и удается восстановить некоторые города Б. и около них соединить рассеянных славян, но это новое княжество называется уже не Бодричским, а Славянским или Мекленбург-Хижанским. По смерти Прибислава здесь началась внутренняя борьба: сначала спорили Генрих Борвик и Никлот Вартиславич, а затем после продолжительного мира — 4 сына Генриха Борвика. В 1231 г. закончилась их борьба, и все княжество разделилось на 4 части: 1) Мекленбургская с землями и городами Дарчово, Ключ, Брежко, Хотебузь, Мекленбург, Весмир и др. (собств. земля бодричей); 2) Розтоцкая (на С.В.) — Розтоки, Марлав, Добряны и др. (з. хижан); 3) Верельская (на Ю.В.) — Верлье, Густров, Пенцлин, Малахов и др. (з. чрезпенян, доленчан, моричан — входящих в состав Лютичского союза); и 4) Пархимская, или Рихенбергская (на юге) — гг. Пархимь, Плавы и др. (з. варнов).В XIV в. мекленбургские князья присоединили к своим владениям земли Ростоцкую и Пархимскую, а в пол. XV в. и Верельскую. Таким образом Никлотовичи соединили в своих руках все земли древних полабцев, бодричей, варнов, хижан, чрезпенян, домочан и морочан. Обширное это княжество приняло название Мекленбургского; и Никлотовичи, давно уже онемеченные, царствуют и до сих пор, разделенные на две линии: Мекленбург-Шверинскую (Зверинскую) и Мекленбург-Стрелицкую. Ср. Гильфердинг, "История прибалтийских славян"; Павинский, "Полабские славяне" (СПб., 1871); Лебедев, "Последняя борьба балтийских славян против онемечения" (СПб., 1876), и Первольф, "Германизация балтийских славян" (СПб., 1876).В. Р.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.