Значение слова БОДЛЭР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

БОДЛЭР

Бодлэр (Шарль Baudelaire) - знаменитый французский поэт, род. вПариже 9 апр. 1821 г., умер там же 31 авг. 1867 г. С детства страдалприпадками тяжелой меланхолии, учился плохо. С трудом выдержав экзаменна бакалавра, он хотел посвятить себя литературе, но родители, чтобыудержать его от этого, по их мнению, пагубного пути, убедили егосовершить путешествие в Индию. Чрез 10 месяцев Б. вернулся во Францию,вынеся из путешествия живые впечатления красот Востока и мечтаявоплотить их в художественные образы. Сделавшись совершеннолетним, Б.получил 75000 фр. наследства от отца и начал вести самостоятельную жизньсреди литературной и артистической богемы. В 1845 и 46 гг. Б., известныйдо тех пор лишь в тесных кружках Латинского квартала, выступает в печатиблестящими статьями об искусстве в журнале "Salon". Мнения, высказанныеим здесь о современных художниках, подтвердились суждениями потомства, асамые статьи его принадлежат к блестящим страницам когда либо написаннымоб искусстве. В 1846 году Б. попадаются в руки рассказы Эдгара По. Ониувлекают его настолько, что он всецело посвящает себя изучениюамериканского писателя и переводу его причудливых произведений нафранцузский язык. Б. почувствовал в По родственную душу. Во время революции 1848 г. Б. сражался на баррикадах и редактировал,очень недолго впрочем, радикальную газету "Salut Public". Нополитические увлечения, основанные, главным образом, на широко понятомгуманизме, очень скоро проходят у Б. и он впоследствии не разпрезрительно отзывался о революционерах, осуждая их как верный адепткатоличества. Поэтическая деятельность Б. достигает апогея в 50-х годах.Один из его близких приятелей, Евгения Магасси, тонкий ценительлитературы, взял на себя собрать отдельно печатавшиеся стихотворенияБодлэра и издал их в 1857 г. Под заглавием:"Цветы зла" ("Fleurs dumal"). В этой замечательной книге отразилась с демонической силойисстрадавшаяся душа поэта, ненавидевшего прежде всего пошлость людей.Яркими красками рисует Б. разврат цивилизации, останавливается на самыхболезненных явлениях современной жизни; на высоте, с которой он смотритна людей, нет различия добра и зла: "Я знаю", пишет он Готье, "что ввоздушных сферах истинной поэзии нет зла, равно как и добра, и что этотпошлый словарь меланхолии и преступления может оправдать реакцию морали,все равно как святотатствующий доказывает религию". В "Fleurs du mal" Б. - певец растления человеческой души; мрачными красками изображает онпоэтому тоску, снедающую души, пресыщенные удовольствием и стремящиеся кидеалу; любовь - не здоровое чувство молодой души, а болезненное любопытствопресыщенного воображения, искупление пороков отдельных людей и развратавсего общества; он рисует победу пошлости, не знающей подвиговсамопожертвования, над душой, живущей созерцанием Божественного:наконец, гордыни, восстающей против Бога. Неудовлетворенная жажда идеала заставляет Бодлэра искатьискусственных наслаждений, забвения в неестественных ощущениях. Отсюда вего "Цветах зла" культ черной Венеры, восторги пред безобразием и затемпоэзия вина и гашиша. "Цветы Зла" встречены были взрывом негодования;поэта обвиняли самого в разврате, который он описывал, не понимая, чтоза страстным презрением, с которым Б. рисует падение человека, таитсяглубокая любовь к идеалу добра и истины, и что в гордом певце "Дон Жуанав аду" скрывается нежная меланхолическая душа, способная понимать иглубоко чувствовать малейшие оттенки чувств. Книга была признанабезнравственной на суде и ряд стихотворений исключен из ее. Лучшие умыФранции протестовали против такого близорукого решения и сохранилисьписьма Бальзака, Флобера, Ж. Занд и В. Гюго, высказывающих Б. своесочувствие и приветствующих в лице его одного из величайших поэтовФранции. Лучшими пьесами сборника можно считать: "Альбатрос", "Человек иморе", "Поэт", "Маленькие старушки" и др. Названные стихотворения вместес несколькими другими переведены П. Ф. Рамшевым в "Северн. Вестнике" задекабрь 1890 г. и январь 1891 г. Особенности Бодлэра, выразившиеся такярко в "Fleurs du Mal", отражаются и в его прозаических произведениях,собранных в сборники под названием: "Petits роеmеs en Prose" и "Paradisartificiels". В "Petits poemes" сказывается та же болезненная,истеричная натура поэта, который бежит от толпы, борется с неумолимымврагом - тоской (l'Ennui) и проповедует опьянение, как средство борьбыпротив ига времени. "Enivrez vous", говорит он в одной из лучших пьессборника, "pour n'etre pas les esclaves martyrises du temps. De vin, depoesie ou de vertu, a votre guise". Из других пьес особенно хороши ихарактеристичны для настроения автора: "Bien faits de la lune","L'etranger", "A une heure du matin" и др. В "Paradis Artificiels"описывается до малейших подробностей действие гашиша. Б. принадлежал кклубу гашишеров, мастерски описанному Готье в статье о Бодлэре, и сам насебе испытал действие яда, о котором писал. Злоупотребление гашишем ипошатнуло его нервы и довело Б. до роковой болезни, от которой онпреждевременно умер. Б. объясняет стремление людей к опьянению "жаждойбесконечного" (le gout de l'infini), а в самом опьянении видит неизвращенную, а лишь сведенную к своей квинтэссенции душу, нопредостерегает от гашиша, полагая что в душе человека есть достаточноестественных средств возвыситься над пошлостью, чтобы не прибегать кяду, разрушающему организм. Последние дни свои Бодлэр провел в Бельгии,где началась у него нервная болезнь, перешедшая в острый психоз, откоторого он и умер в Париже, в доме умалишенных. Б. оставил по себе глубокий след в современной литературе.Оригинальность его таланта, стоившая ему многих страданий, увеличиваетсяистеричностью, которую он по своим же словам "развивал в себе свосторгом и ужасом". Эксцентричность оттолкнула от него толпу, ноболезненное напряжение духовных сил вдвойне послужило поэту, который, пословам В. Гюго, завещал искусству новое "трепетание" ("il a dote l'artd'un frisson nouveau"). Значительную роль в поэтической личности Б.играет его дэндизм, заимствованный у героев английских романов -Ловеласа и других. Б. нравится в дэндизме подчинение природыискусственности, так как его собственной природе ближе была всякаяболезненно извращенная вещь, чем простая, не замысловатая истина. Какистый дэнди он презирает женщин: "Женщина естественна, говорит он, ипотому отвратительна, она всегда вульгарна" и т. д. Б. усвоил себе дажевнешность дэнди: невозмутимость, ироническую вежливость и изысканность втуалете. Ср. A. de Fizeliere et G. Decaux, "Essais de bibliografie contempor.Charles Baudelaire" (1868); Sainte-Beuve, "Causeries de Lundi", т. IX;"Nouveaux Lundis", т. I; Th. Gautier, "Notice en tete du I vol. del'edition definitive"; Charles Baudelaire, "Souvenirs correspondencebibliographie", 1872 (avec notice d'Eug. Crepet); Champflery, "Souvenirset portraits de la jeunesse", 1872; Theodor de Banville, "Messouvenirs", 1882; Max. du Camp, "Souvenirs litteraires" (т. II);Scherer, "Etudes critiques sur la litterature contemporaine" (т. IV); G.Brandes, "Hauptstrom. der Litteratur des XIX Jahrhunderts". 3 В.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.