пастушеский народ хамитического происхождения, обитающий в богатой плодородными и живописными равнинами альпийской местности (1800—2200 м высоты), на С. Абиссинии, между хамазами на Ю., менсами на В., бейт-такуэ на С. и бени-амер на З. Страна их лежит по обеим сторонам прелестной горной долины реки Ансеба и по разнообразию своей флоры и фауны не имеет ничего себе подобного во всей Африке. Все население не превышает 10000 ч. Из них только одна треть принадлежит к настоящим Б., говорящим на языке бэлен; остальную же часть образуют подвластные им племена, говорящие, подобно монсам и хабабам, на языке тигрэ (см. это сл.). Б. родственны агавам (см. это сл.) и переселились в нынешнее свое местожительство в XVI ст.; они называют себя по имени своего неизвестного родоначальника боасгорами (т. е. сыновья Боаса) или бэленами по своему языку. Б. хорошо сложены, с приятными чертами лица, умными глазами, желтым, отливающим в темно-бурый, цветом кожи, густыми, слегка вьющимися жесткими волосами, падающими кудрями до самых плеч. Женщины некрасивы и рано старятся. Б. признают себя христианами, но от христианства у них осталось очень мало. Почти круглый год целая треть населения кочует со своими стадами в горах. Хлебопашество ограничивается одним дурро. Они разводят также крепкий и душистый табак, и курение распространено не только между мужчинами, но и между женщинами и детьми. Дома состоят из полукруглых соломенных шатров в 5 м ширины. Главное населенное место: Керен из 300 соломенных шатров, с церковью лазаристской миссии. Это транзитный пункт для караванов, идущих из Гаса к морю. Климат мягкий. Дождливое время продолжается от июня до сентября. Из европейцев первые проникли в страну Б. лазаристские миссионеры Стелло и Сапето (1852), но особенно она была изучена швейцарцем Мунцингером (1855—61), а также восточно-африканской экспедицией Гойглинга (1861) и во время путешествия герцога кобург-готского Эрнеста (1862). Б. образуют нечто в роде семейной аристократии с патриархальным устройством, причем, однако, господами или свободными (шмагилли) считаются только настоящие Б., т. е. потомки Гебре-Теркес, тогда как все другие, как подвластные (тигре или гульфары), обязаны избрать себе патрона из Б. и в знак своего подчинения платить ему дань. Все члены одного рода, т. е. потомки одного общего родоначальника за семь поколений, образуют отдельное братство с своими самостоятельными законами. Ни один Б. не берет себе жены в чужом роде. Члены одного рода взаимно гарантируют себе жизнь и безопасность. Смертоубийство, совершенное одним, ложится на ответственности всех; если одного из них убили, то все имеют право и обязанность кровавой мести. Женщина по закону бесправна; развод легок, но редок; полигамия дозволена, но не часта. Звание главы рода, не дающее, впрочем, никакой власти, наследуется по праву первородства. До 1844 г. Б. пользовались почти полной независимостью, но затем были подчинены частью западными магометанскими народами, частью узурпаторами в Тигрэ и Абиссинии. В июле 1872 г. они подпали под власть Египта. См. Canefo, "Viaggio е missione cattolica fra i Mensa, i Bogas e gli Habab" (Рим, 1857); Мунцингер, "Die Sitten u. das Recht der B., (Винтерт., 1859); Иссель, "Viaggio nel Mar Rosso e tra i Bogos" (4 вып., Милан, 1885).
Значение слова БОГОСЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое БОГОСЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012