Бернардины появляются в Литве с 1468 г. Тогда же на счет некоегокупца был построен в Ковне, близ впадения Вилии в Неман, первый ихдеревянный монастырь с церковью в честь св. Георгия. Впоследствии,именно в 1471 г., на земле, предоставленной ордену СтаниславомСандзивоевичем начали строить, с разрешения короля, каменный монастырь ицерковь, которые были окончены лишь в 1504 г. В Вильно прибыли Б. сосвоим начальником Марианом Езюрковским, викарием новообразованнойпольской провинции, в 1469 г. по приглашению Казимира IV, которыйпостроил для них над рекою Вилейкой, близ королевской мельницы, большойдеревянный монастырь с церковью в честь св. Франциска и Бернарда и навладение оными выдал диплом от 30 сентября 1469 г. Впоследствии королемАлександром в 1500 г. был выстроен новый каменный монастырь подальше отмельницы, на том же месте, где он до сих пор находится. В постройке этойпринимали участие Николай Радзивилль, виденский воевода, и брат егоЮрий, кардинал, соединив на свой счет монастырь с церковью св. Анны иукрасив церковь главами. Лероним же Ходкевич, каштелян виленский,пожертвовал монастырю близлежащий участок земли с дворцом и садами иснабдил церковь богатою утварью и отличным органом. В Гроднебернардинский монастырь был основан в 1494 г. Александром, великимкнязем литовским, но каменная церковь была построена лишь в 1695 г. наденьги, собранные частными лицами. Этот же великий князь основал также в1498 бернардинский монастырь в Полоцке, впоследствии (в 1696)возобновленный Александром Служкой, воеводой полоцким, а будучи ужекоролем польским пожаловал виленским бернардинцам в 1504 году местечкоВудслав или Буду, в старостве марконском, в минском (ныне видейском)уезде, где они построили деревянный монастырь с церковью, на местекоторого в 1643 был воздвигнут каменный, а в 1783 выстроена новая,прекрасная, большая церковь. Бернардинете монастыри находились еще вследующих литовских городах: в Несвиже, основанный кн. НиколаемХристофором Радзивиллом в 1594; в Заславе - кн. Янушем Острожским в1666;в Кретынге - Иваном Карлом Ходкевичем в 1610 (этот знаменитыйгетман очень любил бернардинцев и отправляясь в путешествие или в походвсегда брал с собою одного или нескольких из них; во время войны стурками под Хотином при нем находились бернардинцы: Андрей Гронцюй иСигизмунд Тышкевич; в Цытовянах - Андреем Волловичем, в 1614; в Минске -Кенсовским. в 1624; в Телыпах - кн. Сапегой, вел. канцлером литовским, в1624; в Домбровне - Николаем Глебовичем, каштеляном виленским, в 1624г.; в Слониме - Андреем и Екатериною Радванами, в 1630; в Ивье(ошмянского у.) - Николаем Кишкой из Цехановца, воеводой Мстиславским, в1631; в Друе - Казимиром Львом Сапегой, под канцлером литовским, в 1653,в Брест Литовске - Галимским, в 1659 (здешние церкви и монастырибернардинцев упразднены в 1830 г. и перестроены на помещение кадетскогокорпуса); в Слуцке, - кн. Богуславом Радзивиллом, в 1661; в Луцке -Агнессой Станишевской, урожденной Бронич; в Воложине - ИосифомБогуславом Служкой, придворным маршалом литовским, в 1681; в Могилеве -Федором Ржевуским, в 1687; в Трашкунах - Владиславом и АннойСоколовскими, в 1696; в Бшнице - Михаилом Казимиром Козеллом, кaзнaчeeм(podskarbi) литовским, в 1700; в Датнове - Иваном Бржостовским,референдарием литовским, в 1701; в Мстиславле - Иваном Гурко, хорунжимвитебским, в 1727; и Велоне - Михаилом Pыком, в 1752; в Лукомле - ИваномЛукомским. Следуюище бернардинские монастыри были закрыты в 1832: вОрние, основанный Андреем Млоиким, старостой холмским, 1653; в Витебске- Иваном Храповицким, воеводой витебским, в 1676; в Микулине, - МарианомОгинским, каштеляном витебским, в 1720; в Глуске - АлександромПолубинским, маршалом волко-выским, в 1662; в Мозыре, в Березине -Владиславом Пацем, хоруижним литовским, в 1737; в Селищах - АосафатомСелявою, воеводой полоцким, в 1726; в Пинске - Михаилом Корыбутом, кн.Випшеведким, вел. гетманом литовским, в 1717; в Троках - ЕвстафиемВолловичем, епископом виленским, в 1617; в Житомире - КайетаномИлинским, вел. канцлером литовским, в 1764; в Янове, вивницкого у.Подольской губ.; в Ярмолинп. ах, Цуднове, Ворковидах, Яновке, иЮревичах. В Галиции находятся берн. монастыри в следующих местностях: в Львове- старый, деревянный, основанный Андреем Одровонжом, старостойльвовским, воеводой подольским, в 1460 г. был уничтожен пожаром;нынешний, каменный построен Юрием Мнишком, воеводой сандомиреним, иокончен в 1630; в Самборе - Иваном Одровонжем, воеводой русским, в 1471;в Сокале - Станиславом Гамалинским, епископом холмским, и ИваномОстророгом, воеводой познанским, в 1599; в Зараже - Юрием Збарасеим,каштеляном краковским в 1637; в Лженеве - Матвеем Лестовским, каштеляномбелзским, в 1637; в Гвоздце - Софией Пузына, в 1723; в КрыстынополеЩенсным Казимиром Потоцким, каштеляном краковским, в 1695; в Дукли,Пржеворске, Ржешове, в Лежайске - Лукою Опалинским в 1625; в Тарнове вВадовицах. В княжестве Познанском Б. появляются с 1455 г. Здесь находились ихмонастыри: в Познани, основанный епископом Андреем из Внина в 1473; вЛюбове, Быдгоще, Гродзиске и Вехове - в 1502. Первоначально всенаходившейся в Польше бернардинские монастыри в числе 23 составляли одну"провинцию"; впоследствии развитие этого ордена повело к образованиюЧервонно Русск, провинции св. Михаила Арх. и Литовской св. Казимира.Позднее польские бернардинцы были разделены на две провинции: Велико иМалопольскую. 8 волынских монастырей изъявили желание быть включенными вЛитовскую провинцию, что и было им дозволено в 1815 г. Залуский в своей"Церковной истории Польши" (HistoryJ'a polska duchowna), писанной в1768, насчитывает бернардинских монастырей: в Малой Польше 20, в ВеликойПольше 37, в Литве 30 и в Галиции 25. Литовские бернардинцы оказалинемалые услуги делу народного просвещения, содержа бесплатные уездные иприходские школы при некоторых из монастырей. Такие школы были врашкунах, Датнове, Тельшах, Кретынге, Бенице, Будславе в Минске.Бернардинец является одним из самых популярных типов польскогомонашества, резко отличаясь от прочего черного духовенства. Он набожен ирелигиозен искренно, без фанатизма, нередко очень образован, хотянисколько не старается выказывать свою богословскую мудрость, прост,откровения и почти всегда весел, почему и пользуется всеобщею любовью.Для приискания средств своему монастырю разъезжает он в маленькойтележке от поместья к поместью) везде встречая радушный пим, причемделает честь угощению своим громадным, перешедшим в пословицу аппетитом,и сообщив хозяевам все слышанные им по пути новости, развеселиврассказом и остроумным анекдотом, отправляется дальше, получивсоответственную средствам хозяина лепту деньгами или натурою. Такиепоездки для сбора милостыни в пользу ордена носили название "квесты"(kwesta), а собиратели - "квестарей" (kwestarz) и обеспечивалисуществование монастыря. В настоящее время в Царстве Польском и Западныхгуберниях лишь изредка в уцелевших еще католических монастырях можновстретить членов этого ордена, доживающих свой век. Исторические данные,относящиеся к Б. ордену мы находим в следующих сочинениях: "Хроника трехорденов, установленных св. отцом патриархом Франциском" (Kronika trzechzakonоw postanowionych od s. Ojca patriarchy Franciszka) Мартина изУлисбоны, португальца, переведенная с итальянского священником орденаБернардинцев Бонавентурой Познанцем, (Краков, 1610 и Супрасль 1747);"Прибавлете к хроникам Меньшей Братии св. Франциска" (Addytament dokronik Braci Mniejszych s. Franciszka) Алексия Коралевича (Варшава,1722). Рукописная история бернардинцев, в особенности польскойпровинции, Ивана Коморовского, а также история этого ордена в Польше,переписанная Людовиком Збончинскнм и Афанасием Кротостою с рукописей,сохранившихся в бернардинском монастыре в Мадриде, находится вбиблиотеке Залусских, вошедшей в состав Импер. публичной библиотеки вПетербурге.
Значение слова БЕРНАРДИНЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое БЕРНАРДИНЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012