деревня в Ростовском уезде Ярославской губ., Карашской волости, близ озера "Годен", в 26 верстах от Ростова. Деревня расположена у небольшого озера Чашнина в довольно красивой местности; в ней 36 дворов, 102 души при 97 наделах, прихода села Годенова. Татарское название этой деревни, если верить преданиям и рукописям, а также и Хлебниковскому летописцу, произошло будто бы от того, что в этой местности жили татарские баскаки, собиравшие во время татарского ига дань с Ростовско-Суздальской области. Впрочем, вероятность рукописных указаний подтверждается тем, что в недалеком расстоянии от дер. Б. существовало древнее татарское кладбище, одного типа с разрытым и исследованным гр. Уваровым кладбищем села Караша, которое находится в 10 верстах от дер. Б. Описание кладбищенских находок сделано довольно подробно на 101 стр. известного сочинения гр. Уварова "Меряне и их быт". Б. в прежнее время находился на большой старой дороге между Ростовом, Карашем и Суздалем. Караш был тоже татарское поселение, и Б. с ним имел неразрывную связь, соединяясь небольшими поселками, уцелевшими только в Писцовых книгах, "Ахмыково" и "Ахматово" и т. д. Кроме того, в народе и поныне существует предание, что Караш будто бы был местом кары для русских во времена монголов, что как в Б., так и в Караше была монгольская таможня. Неисправных русских плательщиков приводили сюда к татарским баскакам, которые их здесь и карали, вешали, казнили, на что указывает также название находящегося между дер. "Баскач" и "Карашем" урочища "Висилицына гора". Относительно дер. Б. уцелела любопытная рукописная легенда, быть может, и позднейшего происхождения, сущность которой заключается в том, что живший в дер. Б. главный татарский баскак Сырохожа увез невесту князя Андрея Александровича (сына Александра Невского), освобожденную потом князем Данилой Поча (сыном Аники-воина); об этом упоминается в книге "Ростовский уезд" (А. Титов, стр. 272), сама же легенда напечатана в "Вестнике", 1887 г., № 1052. Более отдаленные воспоминания об аборигенах этой местности сохранились в народе до сих пор в плачах и причитаниях. Еще не так давно в деревне Б. выдавали девицу из дер. Захарово того же годеновского прихода. Обе деревни находятся в виду села Годенова и озера Годена, а между ними лежит роща Пономарово, которая и заслоняет собой одну деревню от другой. Отправляясь после венца со своей родины на новое местожительство, молодуха причитала таким образом:Ты красен БаскачГоден батюшка!..Вы срубитко-теПономаровоЧтобы знать былоЗахарово...В этом обращении к озеру Годену с наименованием его батюшкой так и слышатся следы старинного верования в него как в священное место. Не есть ли это отголосок верования язычников-мерян — древнейших обитателей, или, по крайней мере, языческих верований славян, с которыми, как известно, мало-помалу слилось мерянское племя? Остатки языческих верований сохранились здесь в первобытном виде. У находящегося близ дер. Б. и Осоева родника или колодца построено нечто вроде часовни. Народ уставил ее образами, поднимает из села Годенова кресты, служит тут молебны, совершает омовения и считает это место чудотворным, вешая при этом разноцветные ленточки, крестики и бросая в воду деньги. Не указывает ли это на то, что наши предки славяне, а может быть, и меряне, любившие селиться при реках и озерах, боготворили их и приносили водам жертвы.
Значение слова БАСКАЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое БАСКАЧ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012