составляют среди киргизов какбы особую касту нищих. Этот класс киргизского населения обязан своим возникновением нескончаемым родовым распрям (барантам), которые так свирепствовали в киргизских степях. В начале нынешнего столетия Б. доходили до такой крайности, что за самую ничтожную плату продавали своих детей в азиатские владения или на оренбургскую линию. Стремясь к облегчению их участи, правительство предлагало Б. переселиться во внутренние наши азиатские селения и каждому переселенцу предоставляло 10-летнюю льготу от всех повинностей и по 100 руб. ассигнациями на обзаведение. Но большинство Б. не воспользовалось этой милостью; привыкнув к праздной кочевой жизни, они предпочитали ходить толпами по линейным селениям, крепостям и городам, в рубищах, с детьми, большей частью нагими, и вымаливать милостыню. Нередко они впадали в хищничество и присоединялись к степным киргизам, делавшим набеги на нашу линию. Такому порядку вещей положен был конец с прибытием в 1817 г. в оренбургский край нового начальника, генерала Эссена. Для прошения милостыни в линейные селения велено было пускать только детей, не старше 10 лет; всем киргизам воспрещено было приближаться к линии ближе 15-ти верстного расстояния; линейным казакам разрешено было нанимать киргизов в работники, но под своей ответственностью за поведение их и с согласия их старейшин, для чего и приказано было выдавать киргизам от оренбургской пограничной стражи особые билеты. Конечно, из киргизов только Б. шли в работники. В настоящее время число их доходит до 10000. Они ютятся в грязных аулах, разбросанных по правому и левому флангам Сибирского казачьего войска и состоящих из ветхих юрт, которые на зиму обносятся камышом и заносятся снегом, что единственно защищает их жалких обитателей от холода и ветра. Аулы эти расположены около казачьих селений, где Б. нанимаются в работники, а летом пасут обывательский скот, за что получают от общества ничтожное денежное вознаграждение и разрешение собирать по праздникам подушное, т. e., другими словами, вымаливать милостыню. Подавленные нищетой и дикостью, неприхотливые в одежде и пище, Б. не брезгуют и падалью: павшая корова или лошадь составляют для них праздник. Можно сказать, что степные киргизы смотрят на Б. хуже, чем на собаку. Они образуют как бы особую касту, которая резко отличается от остальных киргизов по языку, обычаям и религиозным верованиям. Трудно сказать, к какой религии принадлежат Б.: они не исполняют никаких намазов, не знают молитв, не посещают мечетей, не соблюдают омовений, а о Боге и пророке его Магомете имеют самые превратные представления. Зачастую они поклоняются разного рода неодушевленным предметам. Понятия их о нравственности, праве и собственности самые примитивные. Б. доставляют главный контингент конокрадов, которыми так обилуют окраины Акмолинской и Семипалатинской областей. Другие преступления среди них редки. Байгуши иногда называются джатаками, т. e. бедняками.
Значение слова БАЙГУШИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое БАЙГУШИ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012