Значение слова АСКЕТЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

АСКЕТЫ

Аскеты (Аскиты) - в первые века христианства, постники имолитвенники, не налагавшие на себя обетов, как потом монахи, нопроводившие жизнь в посте и молитве, не принимая иногда и службы вклире. Слово аскет, аскит, производное от askhsiV, означавшее на языкедревних философов упражнение в добродетели и, особенно, в подчинениисвоей воли. Аскеты христианские были близки по упражнениям своим кеврейским ферапевтам, о которых говорит Филон, хотя Евсевий в Историицерковной (кн. II, 17 ч.) и утверждает, что они (ферапевты), по крайнеймере позднейшие, были уже христианами. И Иоанн Креститель и Аннапророчица, по роду жизни, могут называться принадлежавшими к аскетам, ноне к ферапевтам, как и ученики евангелиста Марка. Ориген в трактатепротив Цельса дает имя аскетов всем, которые не только воздерживались отупотребления в пищу мяса, но и могли пробыть без пищи два и три дня,равно и тем, которые предавались молитвенным подвигам, и пребывалибольшую часть дня при богослужении. Кроме того, дела милосердия ипрезрение мира с его обычаями, с обречением себя на служение Богу инеимущим, давали право на почетное имя аскета. Так прозывался приКоммоде, бывший епископ антиохийский, Серапион, и мученики палестинские,до страдания (в правление Диоклетиана) жертвовавшие свои достатки набедных. Аскеты носили, если не особого покроя, то отличного от другихцвета одежду, по преимуществу коричневого и черного цветов (Синезий,послан., 146), с употреблением, поверх другой одежды, плаща философов(pallium), так что, если священники носили его, то, как говорили propteraskhsin (Salmas. ad Tertullian. De Pallio III, IV). По этим признакам мыможем, несомненно, видеть в аскетизме начало монашества. Не занимая, какзамечено, должностей в клире, аскеты составляли в первоначальной церквиособый класс верных, выше прочих, простых людей. Церковные писателиоставили имена многих, прославившихся в свое время аскетов, междуудостоившимися страданий. Таковы были св. мученики: Лукиан, ПетрПалестинский, Памфил, Селевкий, Иустин, Иоанн Египетский, СульпицийСевер, Паулин, Элиодор, Непоциан, Пиниан и св. отцы: Василий Великий,Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст, Амфилохий Понтийский, АфанасийВеликий Александрийский, Мартин Typский и св. Антоний, считающийсянасадителем монашества.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.