(от арауканского слова auca — мятежник) — воинственное индейское племя в Южной Америке, населявшее до завоевания Чили испанцами большую часть этой страны; с того времени А. сосредоточились на юге Чили, где они еще до сих пор ведут довольно независимый образ жизни в местности между Биобио и Каллекалле, в Араукании. После экспедиции Альмагро в Чили Вальдивия с 1637 г. основал несколько колоний в Араукании, не будучи, однако, в состоянии покорить страну. Отличаясь большою любовью к свободе и храбростью и располагая притом с 1585 постоянной кавалерией, А. более чем двести лет вели войну с испанцами и неоднократно (напр. в 1602 г.) разрушали испанские колонии в своей стране, пока наконец Испания в 1773 г. признала их независимость, хотя в очень ограниченных пределах. Их мужество и храбрость в этих войнах были воспеты различными поэтами, но с наибольшим блеском Алонсо-де-Эрсилла в произведении "Araucana" и Альваресом-де-Толедо в "Curen Indomito". Араукания была издревле разделена на четыре провинции, соответствующие естественному делению страны (Вутан-мапус, или Утал-мапус): береговая полоса, равнина, предгорье и нагорная область — каждая имела во главе своего токи, или главного начальника, и распадалась опять на пять Аилла-регуе, которые были управляемы апо-ульменами. Каждый из этих округов разделялся опять на девять регуесов, или общин, из которых каждая находилась под управлением ульмена. Должности этих начальников были в семействах наследственными по праву первородства. Четыре токи составляли большой совет Арауканского союза, в котором один из токи был председателем. В настоящее время эти отношения, равно как вся жизнь народа, подверглись многим изменениям. Арауканцы перестали быть уже теми храбрыми воинами, какими они были в прежние времена; настоящая их деятельность ограничивается грабежами и внутренними распрями. Хотя они верны и гостеприимны во время мира и в отношении к своим друзьям, но исполнены самой глубокой ненависти к белым, в особенности к испанцам. Они отчасти кочевники, отчасти живут в деревнях по берегам многочисленных рек страны и связаны между собою союзными отношениями; во главе их стоят опытнейшие и старейшие из народа. Их высшее божество — Большой токи вселенной; второстепенные — боги войны, добра и др. (ульмены); Гуекубу — бог зла. А. не имеют храмов, не делают никаких жертвоприношений. После смерти душа странствует в раю, находящемся на восточной стороне Андов. — Арауканцы вообще сильного телосложения, среднего роста, цвет кожи у них медный, лицо плоское с мрачным и недоверчивым выражением, волосы черные, длинные, взъерошенные. Между тем как мужчины с молодости упражняются в верховой езде и владении копьем, лассо и болас (железные пули, которые они метают на длинном ремне), женщины несут всю тяжесть домашних работ. Республика Чили считает А. себе подвластными и из самой большой части их территории основала провинцию Арауко (1875 г.). Незначительная часть прежней Араукании принадлежит к провинции Вальдивии, организованной в 1826 г. Число А. простирается до 50000. В 1861 г. один французский авантюрист, бывший нотариус Антон Тонненс из Перигэ, живший долгое время в Чили, был провозглашен небольшой толпой арауканцев королем Араукании и Патагонии и принял имя Орели Антона I; 4 янв. 1862 г. этот король был арестован и после непродолжительного заключения в тюрьме выслан за границу. Спустя несколько лет он опять возвратился, исходатайствовав во Франции признание своего королевского титула, и предпринял сызнова войну с Чили. В 1871 г., будучи совсем разбит, он принужден был возвратиться во Францию, стал издавать в Марселе официальную арауканскую газету, чеканить медали и основал рыцарский орден. Его заместитель Планши, которого он оставил в Араукании, принял после отъезда Тонненса титул короля, так что с того времени в Араукании было два претендента. Тонненс † 19 сентября 1878 г. в Туртоараке, в департаменте Дордоньи. Ср. "Or?lie Antoine I, roi d'Araucanie et de Patagonie, son av?nement au trone et sa captivit?" (Пар., 1863). О А. писали: Шмидтмейер, "Travels in Chile over the Andes" (Лонд., 1824); Рюель Смит, "The Araucanians" (Нью-Йорк, 1855); Домейко, "Araucania i sus habitantes" (Сант-Яго, 1846). Наиболее известная арауканская грамматика была издана в 1765 г. Фебром в Лиме и вновь напечатана в 1846 г. в Сант-Яго. Ср. также Гавештадт, "Chilidugu sive archives Chilenses" (8 т., Мюнстер, 1777).
Значение АРАУКОС ИЛИ АРАУКАНЦЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое АРАУКОС ИЛИ АРАУКАНЦЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012