Значение слова АЛЬТЕРАЦИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

АЛЬТЕРАЦИЯ

(Alt?ration, alterirte Intervale, alterirte Accorde), от латинского слова alter — другой; музыкальный термин, обозначающий изменение интервала вследствие хроматического повышения или понижения его нот, при чем интервал становится шире или уже; каждая секунда большая, напр. do — re, при хроматическом повышении нижней ноты (do b1_209-1.jpg . — re) или хромат. понижении верхней ноты (do — re b1_209-2.jpg ) становится малою; при двойном хроматическом изменении тех же нот становится уменьшенною (do X — re или do — re b1_209-5.jpg такой же величины достигает этот интервал при простом хроматическом изменении вверх и вниз обеих ступеней (do b1_209-1.jpg — re b1_209-2.jpg ) при следующей A. (do — re b1_209-1.jpg . или b1_209-2.jpg — re) секунда большая станет увеличенною, или чрезмерною. Терции большие подвергаются таким же изменениям при А. Кварта чистая, например do — fa, при A. (do b1_209-1.jpg — fa или do — fa b1_209-2.jpg становится уменьшенной; при А. (do — fa b1_209-1.jpg или do b1_209-2.jpg — fa) становится увеличенной, или чрезмерной.Точно таким же изменениям подвергаются при А. квинты чистые и октавы чистые.Секста большая do — la при A. (do — la b1_209-2.jpg или do b1_209-1.jpg — la) становится малой; при A. (do — la b1_209-5.jpg , или do X — la, или do b1_209-1.jpg — la b1_209-2.jpg ) становится уменьшенной; при A. (do b1_209-2.jpg — la или do — la b1_209-1.jpg ) становится увеличенной, или чрезмерной. Подобного же рода альтерациям подвергается и септима большая.Ноты альтерированного интервала в каждом аккорде при его переходе в другой аккорд должны идти на полтона вверх, если перед ними поставлен знак повышения, и на полтона вниз, если они имеют перед собою знак понижения.Аккорд с одной А., аккорд с двойн. А. b2_579-1.jpg Аккорд с тройной А.: b2_579-2.jpg Названия некоторых наиболее характерных альтерированных интервалов присоединяются к названию аккордо, напр. вышеприведенные аккорды суть септаккорды с чрезмерной секстой.Должно еще упомянуть об энгармоническом тождестве аккордов с увеличенной секстой с доминантаккордом, напр. вышеупомянутый последний аккорд: b1_209-2.jpg — do — re b1_209-1.jpg fa b1_209-1.jpg (лада do-majeur) звучит как доминантаккорд la b1_209-2.jpg — do — mi b1_209-2.jpg — sol b1_209-2.jpg (лада re b1_209-2.jpg имеющий только другое разрешение.А. в аккордах имеет большое значение для модуляций. Хотя альтерированные интервалы и образуют диссонансы, но не требуют приготовления. А. в настоящее время пользуется широким применением в гармонии, но ею пользовались композиторы и более отдаленного времени, как, напр., Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен и другие.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.