Альдины - так называются издания, вышедшие из печатных станковвенецианской типографской фамилии Мануция, в особенности, АдьдаМанунция, и отличаются как внутренними достоинствами, так и внешнимизяществом. Многие из них представляют первые издания (editionesprincipes) греч. и римс. классиков, другие содержат критическипроверенный по рукописям текст новейших классических писателей, напр.Данте, Петрарки, Боккаччо и т. д. Все они отличаются необыкновеннойчистотой печати, хотя греческие издания несколько уступают латинским иитальянским. В особенности издания Альда-отца образуют во многихотношениях эпоху в истории типографского искусства, именно, по красотешрифтов. Для своих греческих изданий, которых до него никто не печатал втаком количестве и так изящно, он мало помалу изготовил 9, а длялатинских 14 разных шрифтов. Он же или, вернее, резчик штемпелейФранческо из Болоньи, должен быть признан отцом итальянского курсива,которым он пользовался для своих изданий древних и новых классиков inoctavo. Далее для еврейских книг у него было три разных шрифта. Кполитипажам он очень редко прибегал, единственное исключение составляет"Нурпеrotomachia Poliphili" (1499). Его издания на пергаментенеподражаемы. Он же первый ввел обычай печатать по нескольку экземпляровна лучшей, более тонкой, или более толстой бумаге; первый опыт сделан импри издании "epistolae graecae" (1499). Кроме того, начиная с 1501, прииздании Филострата, он выпустил несколько экземпляров на веленевойбумаге, а в 1514 впервые напечатал книгу на синей бумаге. После егосмерти (1515) заведование типографией перешло к его тестю АндреюАзулану. Сын Альда, Павел, выказал такой же энтузиазм к римскимклассикам, как отец его к греческим. Но при внуке Альда, умершем в Риме1597, типография утратила первенство между другими итальянскими фирмамии прекратила свою деятельность, выпустив в течении своего 100-летнегосуществования 908 изданий. Знаком фирмы служил якорь, с извивающимсявокруг него дельфином, иногда с припиской: sudavit et alsit. Так какспрос на издания этой типографии в особенности на древних классиков,всегда был очень велик. то с 1502 в продаже стали появляться плохиеподделки их, выпущенные лионскими типографщиками и флорентийскимиДжиунти. Еще в начале XIX столетия собирались коллекции этих альдин, нотеперь пристрастие к ним заметно ослабило. К особенным редкостямпренадлежат: "Horae . Mariae virginis" от 1497, Виргилий от 1501 и"Rhetores graeci"; еще большею редкостью считаются издания 1494 - 1497.См. Ренуар, "Annales de l'imprjmerie des Aides" (3 изд. Пар. 1834);Фирмен Дидо, "Aide Manuce et l'Hellenisme a Venise" (Пар. 1875); E.Фроман, "Anfsatze zur Geschichte des Bnchhandels im 16 Jahrh." (Выпуск2, Иена 1681). Перечень всех подлинных А. приведен также Эбертом в его"Bibliogr. Lexikon" (том 1, Лейпц. 1821).
Значение слова АЛЬДИНЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое АЛЬДИНЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012