Значение слова АЛМЕИДА-ГАРРЕТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое АЛМЕИДА-ГАРРЕТ

(Джоао Баптиста де) — превосходный португ. поэт новейшего времени, род. 4 февр. 1799 в Опорто, провел свою молодость частью вблизи своего родного города, на даче, частью на острове Терсейре, где его дядя, епископ Ангрский, с таким успехом подготовил его в греческом и латинском языках, что уже в 1814 г. он мог поступить в Коимбрский университет для изучения права. К этому времени относятся многие лирические его стихотворения во вкусе и духе Arcadia, к которой он принадлежал как Ionio Duriense ("Lyrica de Joao Minimo"), далее, многочисленные отрывки эпических стихотворений и три трагедии, "Xerxes", "Lucrecia" и "Merope". Подвергшись преследованию за свое грациозное дидактическое стихотворение "Retrato de Venus", которое было написано для восхваления живописи, но со строгой католической точки зрения казалось соблазнительным, он обратил на себя внимание искусною и мужественною защитою своего произведения. Его трагедия "Catao" (1820) считается одною из лучших во всей португ. литературе. Когда реакция 1823 обрекла А., занимавшего должность секретаря в министерстве внутренних дел, на изгнание, он отправился сначала в Англию, а оттуда в 1824 в Гавр. По смерти Иоанна VI (1826) он возвратился в Португалию, но в 1828, при Доне Мигуэле, был заключен на три месяца в тюрьму и вынужден к бегству. Он опять отправился в Англию и в 1832 на остров Терсейру, откуда вместе с экспедицией Дона Педро в качестве рядового одного егерского батальона высадился в Португалии. Вскоре после того ему поручена была в Опорто организация министерства внутренних дел, а с 1834 по 1836 г. он был португальским поверенным в делах в Брюсселе. Избранный после сентябрьской революции 1836 в члены законодательных кортесов, он отличился, как искусный и энергический, но вместе и изящный оратор. Не покидая никогда занятий литературою, он † 10 дек. 1854 в Лиссабоне. В истории развития национальной португ. литературы деятельность А. составила эпоху, потому что он освободил португ. поэзию от оков псевдоклассицизма и под влиянием романтизма, а также вследствие верного взгляда на народное творчество умел вдохнуть новую жизнь даже в португ. искусственную поэзию. В духе романтизма А. написал во время своего пребывания во Франции патриотическое стихотворение в 10 песнях "Camoes" (Пар., 1825) и "Dona Branca" (Пар., 1826), эпико-лирическое стихотворение сатирического характера, в котором он бичует преимущественно монахов. Затем следовали стихотворения "Adozinda" (1828) и "Bernal-Francez" (1829), в которых он впервые обработал отрывки старинных народных романсов, при чем ему, однако, служил образцом "Lays" Вальтера Скотта. Первый том его "Romanceiro" (3 т., Лиссаб., 1851—53), лучшего из всех его произведений, содержит в себе, кроме двух названных переделок старинных романсов, еще "Noite de San Jo?o", "O anjo e a Princesa", "O chapim d'elrei", "Rosalinda", "Miragaia" и "As P?gas de Cintra"; два последних тома состоят из 32 подлинников старинных рыцарских и легендарных романсов, но в значительно измененной, округленной и изящно отделанной редакции. Вольф издал в Вене в 1856 г. некоторые избранные из числа этих романсов в своем сборнике "Proben portug. und catal. Volksromanzen" (Вена, 1856). Если А. потрудился для возрождения и утверждения на новых началах романтической эпики, то точно так же он стремился к созданию национального театра и короткое время был его генерал-интендантом. Его "Auto de Gil-Vicente" (1838) португальские знатоки искусства признали первою чисто национальною драмою. За нею из драматических пьес, в которых, как и во всех его произведениях, разрабатываются чисто национальные темы, следовали: "D. Filippa de Vilhena" (1840), "Alfageme de Santarem" (1841) и "Frei Luiz de Sousa" (Лиссаб., 1844), из которых особенное одобрение заслужила последняя. Из его прозаических сочинений более других пользуются известностью "Viagens na minha terra" (Лиссаб., 1837) и исторический роман "О Arco de Santa Anna". Последним произведением А. были "Folhas cahidas" (Лиссаб., 1852), лирические стихотворения, исполненные изящества и своеобразной прелести. После его смерти вышло полное собрание его "Obras" (25 т., 1854—1877), в котором только один том напечатан по его рукописям ("Hellena", Лиссаб., 1871), хотя после него осталось богатое литературное наследство. Ср. Гомеса де Аморум "Garrett. Memorias biographicas" (1 т., Лиссабон, 1881).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.