писатель, род. в 1742 г. в семье небогатого помещика Костром, губ., образование получил очень незначительное и только благодаря тому, что попал на службу в лейб-кампанскую канцелярию и переписывал набело служившему там Сумарокову стихи его, в А. пробудились природные способности к литературному творчеству. Из этой канцелярии А. перевелся в комиссию для составления нового уложения, затем поступил на военную службу, был адъютантом ген. Сухотина и, дослужившись до капитанского чина, перешел экзекутором в моск. управу благочиния. В этой должности А. и † в 1783 г., в крайней бедности, так как жалованье и довольно значительный гонорар за свои пьесы употреблял исключительно на воспитание единственной дочери. Литературную деятельность свою А. начал в 1759 г. в "Трудолюбивой пчеле" Сумарокова элегией "Сокрылися мои дражайшия утехи" и шуточным стихотворением "Подьячий здесь зарыт". Затем А. напеч. сборник стихотворных басен под заглавием "Сказки" (СПб., 1769), а в Новиковском "Трутне" 1769—70 г. поместил ряд сатирич. стихотворений и статеек, частью без подписи, частью под псевдонимом Азазеза Азазезова. В этих своих произведениях А. по преимуществу подражает сатирам и басням Сумарокова; круг обличения его не обширен: подьячие, моты, хвастуны, щеголи; язык местами не лишен выразительности, но в общем страдает некоторой растянутостью. 20 января 1779 г. впервые поставлена была знаменитая комическая опера А. "Мельник колдун, обманщик и сват" (М., 1782, 1817, 1886; СПб., 1831 и чаще) с музыкою Соколовского, составленною из русск. песен. Это одна из тех "народных" опер прошлого столетия, которые принадлежат к числу первых попыток влить струю народности в русскую литературу и театр, заполоненные немецко-французским псевдоклассицизмом. А. не был в этом инициатором. Есть известие, что еще в 1740-х годах поставлена была "комедия на музыке" Колычева, взятая автором "из древних русск. сказок"; при Елизавете в Головинском "вольном театре" дана была комич. опера "в русск. нравах" "Танюша, или Счастливая встреча", текст которой был написан Дмитревским, а музыка Ф. Г. Волковым; затем появились такие же оперы Михайлы Попова "Анюта" (впервые поставлена в 1772 с музыкою Фомина), Михаилы Матинского "Перерождение" (1777). Но из всех опер, "Мельнику" предшествовавших и за ним последовавших ("Сбитеньщик" Княжнина), опера А. имела наибольший успех, который она сохранила и в первой половине текущего столетия. Другие соч. А.: "Счастье по жребию" (М., 1780), оперетка "Странники" (М., 1780), драматич. диалог на открытие нового Петровского театра в Москве. Не напечатаны и утеряны комедии "Подьяческая пирушка" и "Поход с непременных квартир". В 1781 г. А., без означения своего имени, издавал в Москве сатирич. журнал: "Раскащик забавных басен, служащих к чтению, в скучное время; или когда кому делать нечево", который далеко уступал Новиковским изданиям и успеха не имел. Собрание соч. А. издал Смирдин (С.-Петербург, 1849).
Значение АБЛЕСИМОВ АЛЕКСАНДР ОНИСИМОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое АБЛЕСИМОВ АЛЕКСАНДР ОНИСИМОВИЧ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012