(Абеляр)(Abailard, Ab?lard, Petrus Abalardus) — один из самых прославленных схоластиков и богословов средних веков, род. 1079 г. в дер. Пале близ Нанта. Первоначально предназначен был для военной службы, но непреодолимая любознательность и в особенности стремление к схоластической диалектике побудили его посвятить себя изучению наук. Уже в весьма молодые годы он слушал лекции Жана Росселина, основателя номинализма (см. это сл.), и в 1099 прибыл в Париж, где в то время представитель реализма (см. это сл.) — Вильгельм Шампосский привлекал слушателей со всех концов света; но вскоре сделался соперником и противником своего учителя. С 1102 года А. учил в Мелюне, Корбеле и С.-Женевьеве, и число его учеников все более и более возрастало, чем и приобрел себе непримиримого врага в лице Вильгельма Шампосского. После того, как последний был возведен в звание шалонского епископа, А. в 1113 г. принял управление училищем при церкви Богоматери и в это время достиг апогея своей славы. В Шалоне он образовал знаменитых впоследствии людей, из коих наиболее замечательны: Папа Целестин II, Петр Ломбард, Беренгар и Арнольд Бресцианский. А. был всеми признанный глава диалектиков и ясностью и красотою своего изложения превзошел прочих учителей Парижа, тогдашнего средоточия философско-богословских наук. В то время в Париже жила 17-летняя племянница каноника Фульбера Элоиза, славившаяся красотой, умом и познаниями. А. возгорел пламенною страстью к Э., ответившей ему полной взаимностью. Благодаря Фульберу А. стал учителем и домашним человеком у Элоизы, и оба влюбленные наслаждались полным счастьем, пока страстные песни А. не стали доноситься до слуха Фульбера. Попытка последнего разлучить любовников повела к тому, что А. увез Элоизу в Бретань, где она родила ему сына и втайне повенчалась с ним, на что Фульбер дал потом свое согласие. Вскоре, однако, Элоиза возвратилась в дом дяди и отперлась от брака, не желая препятствовать А. в получении им духовных званий. Фульбер же из мести приказал оскопить А., дабы таким образом по каноническим законам ему прегражден был путь к церковным почестям. После этого А. удалился простым монахом в монастырь в С.-Дени, а 18-летняя Элоиза постриглась в Аржантеле. Недовольный монастырскими порядками, А. по совету друзей возобновил чтение лекций в Мезонвильском приорстве; но враги вновь стали возбуждать против него преследования. Его сочинение "Introductio in theologiam" было предано 1121 г. сожжению на соборе в Суассоне, а он сам осужден на заточение в монастыре св. Медарда. С трудом получив разрешение проживать вне монастырских стен, А. покинул С.-Дени и выстроил себе в Ножане на Сене часовню и келью, названные Параклетом, где поселились после назначения его аббатом в С.-Жильдас-де-Рюж в Бретани Элоиза и ее благочестивые сестры по монашеству. Освобожденный наконец Папою от затрудняемого ему кознями монахов управления монастырем, А. наставшее время спокойствия посвятил пересмотру всех своих сочинений и преподаванию в Мон-С.-Женевьев. Его противники с Бернгардом Клервоским и Норбертом Лаонским во главе достигли наконец того, что в 1140 г. учение его было осуждено и приговор этот утвержден Папою с приказанием подвергнуть Абелара заточению. Однако аббату в Клюни, преподобному Петру, удалось примирить А. с его врагами и с папским престолом. А. умер в 1142 г. в монастыре св. Маркела близ Шалона-на-Саоне. Элоиза, выпросив тело покойного, похоронила его в Параклете, чтобы впоследствии самой лечь возле него. Она умерла в 1164 г. Останки обоих были 1800 г. перенесены в парижский музей (mus?e des Petits-Augustins), оттуда переведены в церковь С.-Жермен-де-Пре (St. Germain-des-Pr?s) и в 1817 г. преданы земле на кладбище Пер-Лашез (P?re-Lachaise). В происходившем споре реализма с номинализмом, господствовавшим в то время в философско-богословской науке, А. занимал совсем особое положение. Он не считал, подобно Росселину Компиенскому, главе номиналистов, идеи (universalia) за простые только поименования или отвлеченности, равно не соглашался с представителем реалистов, Вильгельмом Шампосским, что идеи составляют всеобщую действительность, равно как не допускал того, что действительность общего выражается в каждом отдельном существе. Напротив, А. доказывал и заставил Вильгельма Шампосского согласиться с тем, что одна и та же сущность подходит к каждому отдельному лицу не во всем ее существенном (бесконечном) объеме, но только индивидуально, конечно ("inesse singulis individuis candem rem non essentialiter, sed individualiter tantum"). Таким образом, в учении этом заключалось уже примирение двух великих противоположностей между собой, конечного и бесконечного, и поэтому Абелара справедливо называли предтечею Спинозы. Но все-таки место, занятое Абеларом по отношению к учению об идеях, остается спорным вопросом, так как А. в своем опыте выступить посредником между платонизмом и аристотелизмом высказывается весьма неопределительно и шатко. Французские ученые большею частью называют его представителем концептуализма. Религиозное учение А. состояло в том, что Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, след., и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. Вера, говорил он, зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путем свободного мышления; а потому вера, приобретенная без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности. Впрочем, А. свои философские воззрения развивал только по отношению к учению об этике (в соч. "Nosce te ipsum"), не касаясь церковной догматики. Ср. Гольдгорн, "De summis principiis theologiae Abaelardeae" (Лейпциг, 1838); Борнеман, "Anselmus et Abaelardus sive initia scholasticismi" (Копенгаген, 1840); Бонье, "Ab?lard et St. Bernard, la philosophie et l'?glise au XII-me si?cle" (Париж, 1862); Гайд, "A. und seine Lehre im Verh?ltniss zur Kirche und ihrem Dogma" (Регенсбург, 1863); Каулих, "Geschichte der Scholastik" (Прага, 1863); Стокль, "Geschichte der Philosophie im Mittelalter" (Майнц, 1864); Прантль "Geschichte der Logik im Abendlande" (Лейпциг, 1861); кроме того: сочинения, в коих описываются собственно романтические отношения между А. и Элоизою, как, напр., Феслер, "A. und Heloise" (Берлин, 1806); Шлоссер, "A. und Duicin" (Гота, 1807); Вильнав, "Ab?lard et H?loise, leurs amours, leurs malheurs, leurs ouvrages" (Париж, 1834); Якоби, "А. und Heloise" (Гамбург, 1860). В числе наиболее замечательных биографий следует упомянуть: Ремюза, "Ab?lard" (Париж, 1845); Вилькен, "Peter A.: eine Studie in der Kirchengeschichte des Mittelalters" (Геттинген, l855). Полное собрание сочинений Абелара издано Кузеном (2 т., Париж, 1849—69); он же издал "Ouvrages in?dits d'Ab?lard" (Париж, 1836), в коих находится биография и характеристика Абелара.
Значение слова АБЕЛАР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое АБЕЛАР
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012