Значение слова АББАТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

АББАТ

Аббат, от слова Abbas (отец), - почетный церковный титул, который,начиная с V и VI столетия, дается исключительно настоятелям монастырей итаким образом делается названием церковной должности. То же названиетолько с женским окончанием, аббатисса, от лат. формы Abbatissa, сталивпоследствии давать и настоятельницам женских монастырей. Покасуществовали только монастыри на правилах, установленных св. Бенедиктом(до начала Х стол.), и название аббата было общим именем их настоятелей.С Х стол. начали возникать новые духовные ордена, и монастыри тольконемногих из них, как напр. Премонстрантов, Цистерианцев и Трапистов,управлялись аббатами, между тем как у большей части остальных настоятелиназывались: старшинами (majores) (у Камальдулов), приорами (укартезианцев, иеронимитов, доминиканцев, кармелитов, августинцев ипроч.), гвардианами (у францисканцев) или ректорами (у иезуитов).Аббатиссы были не только в женских монастырях упомянутых орденов, нотакже у монахинь фонтевродского ордена и у светских канонисток. Многиеордена не желали употреблять этот титул по чувству смирения. Аббатызанимали различное положение по отношению, с одной стороны, к ордену, ас другой, к подчиненным им монахам их монастырей. Напр. у бенедиктинцевназначаемый конвентом аббат пользуется полною самостоятельностью, междутем как у цистерианцев он бюрократически подчинен верховному совету вКлерво. Еще прежде причисления монахов к духовенству, аббат имел право иобязан был наблюдать за соблюдением орденских правил, управлятьмонастырскими имениями и требовать от монахов безусловного послушания.Карательная власть аббатов над их монахами была довольно обширна; впрежнее время нередко употреблялись даже телесные наказания, да и теперьаббаты и аббатиссы пользуются правом, за тяжкие преступления, подвергатьсвоих подчиненных не только временному, но и пожизненному заключению. Убенедиктинцев апелляция на карательный приговор аббата подается епископуили папе. Еще в VI столетии аббаты причислены были к духовному званию, а современи второго Никейского собора (757) им предоставлено право посвящатьсвоих монахов в низшие должности. Все аббаты принадлежат к прелатамцеркви, занимают в иерархии место непосредственно после епископов иимеют право голоса на соборах. Таких же преимуществ и прав домогалисьаббатиссы, но не могли получить их уже потому, что женщинам недозволяется совершение каких-либо священнодействий. Они осталисьподчиненными епископам своей епархии, тогда как аббаты постаралисьосвободиться от этого подчинения посредством привилегий. Аббатыосвобожденных монастырей не признают над собою никакой власти, кромевласти папы. Начиная с VII столетия епископы нередко вмешивались в правааббатов, ставили, по своему усмотрению, на места настоятелей своихлюбимцев, а при очищении этих мест даже оставляли аббатства за собою.Еще гораздо вреднее для достоинства этого сана было то обстоятельство,что в VIII и в особенности в IX столетии, по благоволению королей или посоображениям необходимости, он стал переходить к мирянам, и каролингиначали раздавать аббатства своим приверженцам в награду за их верностьили за военные заслуги. Вследствие этого, до Х столетия включительноглавнейшие монастыри, в пределах иерархии римской церкви, имели во главесвоей, по большей части, светских аббатов или абтграфов (лат.Abbacomites, Abbates milites), собиравших для себя доходы этих духовныхучреждений. В этих случаях действительный надзор в монастырях возлагалсяна деканов, приоров. Во Франции название аббат давалось сначала настоятелям монастырей. Нокогда, по заключенному между папою Львом Х и королем Франциском Iконкордату, французским королям предоставлено было право назначать 225Abbes comendataires почти для всех французских аббатств, эта беззаботнаяи безработная должность побудила многих молодых людей, в том числе имладших членов дворянских фамилий, посвятить себя духовному званию,чтобы при случае получить подобную синекуру. Уже в XVI-м столетииаббатами назывались все молодые люди духовного звания, не исключая итех, которые не имели священнического сана. Их одежда состояла изкороткой черной или фиолетовой рясы с небольшим воротником, а волосазавивались в локоны. Но так как только немногие из всего числа аббатовмогли рассчитывать на осуществление своего желания, то значительнаячасть их стала занимать места домашних учителей в знатных домах илипроникать в семейства в качестве духовных советников и друзей дома,причем влияние их слишком часто оказывалось вредным. Поэтому в старинныхфранцузских комедиях аббаты играют не совсем привлекательную роль.Некоторые другие из числа молодых духовных лиц, не занимавшихофициальных должностей, старались получить места в высшем учебномведомстве или же приобрести известность в качестве поэтов и писателей.Только в конце XVIII-го века, во время революции, аббаты исчезли изфранцузского общества, и теперь этот титул употребляется французамитолько как форма вежливости, в письмах к молодым лицам духовного звания.Французскому слову аббат соответствует итальянское abbate, и этот титулупотребляется в обращении ко всякому молодому лицу духовного звания, ещене получившему священнического сана.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.