у древних римлян технический термин сакрального права для обозначения праздника. Это слово употреблялось в том же значении, как и выражение dies festus, причем из определения Макробия явствует, что dies festi были посвящены богам и противополагались dies profesti, предназначавшимся для отправления частных дел. Праздники делились на общественные и частные (F. publicae и privatae), а последние, в свою очередь — на Feriae singulorum (праздники для отдельных лиц: например фламиника, услышавшая громовой удар, считалась feriata до совершения установленного очистительного священнодействия) и F. familiarum (родительские дни, дни рождения и религиозных очищений), а также не имевшие особого наименования праздники отдельных общественных корпораций и цехов. Государственные праздники (F. publicae) относились к разряду dies nefasti: всех их было в году 61, в том числе 45, отмеченных индивидуальными названиями, далее все иды (в качестве F. Jovis), мартовские, июньские и октябрьские календы и июльские ноны. За исключением Poplifugia, приходившихся на 5-е июля, ни один государственный праздник не падал на дни месяца между календами и нонами, так как первоначально объявление праздников происходило в день нон; кроме того, за исключением праздника Regifugium (24 февраля) и вторых Эквиррий (14 марта), все государственные праздники совпадали с нечетными числами месяца (в прямом порядке счета) в силу господствовавшей веры в благодетельное влияние нечетного числа. Отсюда вытекало правило, что никогда две F. publicae не следовали один за другим в смежные дни. Иногда на один день приходилось несколько праздников: так, 15 марта праздновались F. Jovis и F. Annae Perennae. В фастах обозначением F. publicae служили инициалы NP, хотя встречаются знаки NF и даже F. Р.; это дало основание Soltau ("Jarb?cher f. Phiiol",CXXXVII, 1888, стр. 836) предположить, что основной формой упомянутых сокращений были инициалы N F P = nefas, F. publicae. В календарных таблицах праздников обозначаются не все F. publicae, а лишь те, которые справляются pro populo, т. е. при участии народа во всей его совокупности (так, Луперкалии, которые первоначально имели отношение лишь к antiquum oppidum Palatinum, не отмечаются в фастах); не отмечаются также в фастах так называемые подвижные праздники (F. conceptivae, напр. Paganalia, Compitalia, Fornacalia, а также ряд аграрных праздников, объявление которых зависело от изменяющихся в каждом году метеорологических и иных условий и состояния земледельческих работ), и чрезвычайные праздники (F. imperativae), установление которых вызывалось традициями или суппликационными целями (эти праздники объявлялись высшими магистратами). Некоторые из общественных праздников продолжались в течение нескольких дней (напр. Compitalia, при Августе — в течение 3 дней). Запрещение в праздники заниматься делами фактически не соблюдалось. Фламины и rex sacrorum, которым закон не позволял видеть производящуюся в праздник работу, имели право при объездах города штрафовать тех, кого замечали в нарушении святости праздника; но так как ехавший впереди жреца герольд предупреждал толпу, чтобы она оставляла работы, то эта процедура была чистой формальностью. При реформе календаря Цезарь не изменил порядка праздников: добавленные им десять дней (нормальный год доюлианского календаря состоял из 355 дней) были распределены в конце месяцев, после последнего в каждом месяце праздника. Позднее число государственных праздников увеличилось через присоединение к ним F. publicae, которыми ознаменовывались важнейшие события из жизни государственной или императорского дома. Веспасиан значительно сократил число этих гражданских праздников, оставив в календаре лишь дни рождения консекрированных императоров. При Марке Аврелии число dies fasti было определено в 230, т. е. почти доведено до нормы республиканского календаря; большая часть остальных 135 дней приходилась на игры. В календаре Филокала (354 г. по Р. Хр.) насчитывается 46 праздников, сохранившихся от древних фастов, с индивидуальными названиями; остальные 20 (21) праздн. дней распределяются между праздниками в честь вновь признанных иноземных богов, а также в память новых гражданских событий и консекраций императоров. Вообще сакрально-правовое значение государственных праздников de facto мало-помалу утрачивается (так, напр., школа императорской эпохи соблюдает из них уже немногие), и слово F. приобретает новое значение — школьных и судебных вакаций. К F. publicae относились, между прочим, и дни празднования игр, причем магистратские игры, не имея de facto строго религиозного характера и непосредственного отношения к культу, de iure могли приходиться и на дни, которые не считались nefasti. Праздничные фасты приведены в нижепоименованных руководствах Марквардта и Виссовы. Ср. Th. Mommsen, "R?mische Chronologie bis auf Caesar" (Б;, 1859, 2-е изд.); его же, примечания и экскурсы в I томе "Corpus Inscriptionum Latinarum"; Huschke, "Das alte r?mische Jahr und seine Tage" (Бреславль, 1869);Marquardt, "R?mische Staatsverwaltung" (Лпц., 1885); Aust, "Die Religion der R?mer" (Мюнстер, 1899); Wissowa, "De ferus anni Romanorum vetustissimi ohservationes selectae" (Марбург, 1891); его же, "Religion und Kultus der R?mer" (Мюнхен, 1902 в V томе "Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft" Iw. M?ller'a); Warde Towler, "The Roman Festivals of the Period of the Republic" (Л., 1899). Н. О.
Значение слова FERIAE в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое FERIAE
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012