? имя двух сидонских царей, время правления которых пока не поддается точному определению и одними относится к персидской эпохе, другими ? к эллинистической. Эшмуназар I , вероятно, основатель династии, известен только из надписей последующих царей Табнита и Бодастарта. Эшмуназар II ? внук предыдущего, сын Табнита. Прекрасный антропоидный базальтовый саркофаг его найден в 1855 г. в получасовом расстоянии от нынешней Сайды, в местности Мурарет-Аблун. Саркофаг этот египетского изделия и попал в Финикию таким же путем, как и саркофаг Табнита (см.). На крышке его ? интересная финикийская надпись, один из наиболее важных памятников финикийской письменности. Она составлена от его имени его матерью Эм-ашторет, которая была правительницей за его малолетством. Он царствовал 14 лет и умер "мальчиком немногих лет", т. е. вступил на престол еще младенцем, будучи "сыном вдовы", т. е. родившись после смерти отца. В его царствование были воздвигнуты храмы Астарте, Эшмуну, Ваалу Сидона и Астарте-шем-Баал. За исправность в платеже подати "владыка царей" (может быть, персидский царь, а может быть, Александр Великий или кто-либо из диадохов) пожаловал Сидону Дору и Яффу ? "великолепные хлебные земли, лежащие в Саронских полях". Остальная часть надписи изрекает заклятие на тех, кто дерзнет открыть гробницу. Часть эта интересна в религиозном отношении (между прочим, угроза, что святотатец не найдет себе упокоения у теней ? "Рефаим": то же слово, что и в Библии). Упоминание Скилака о принадлежности Доры сидонянам дает опору тем, которые относят династию к персидскому времени. Герцогу де Люину удалось саркофаг приобрети для Лувра; слепки с него имеются во многих музеях, между прочим, в Императорской публичной библиотеке ? с части надписи.
Литература весьма обширна. См. "Corpus Inscriptionum Semiticarum" и Lidzbarski, "Handbuch d. nordsemitischen Epigraphik". О гробнице ? Hamdy Bey et Theodore Reinach, "Une n ecropole royale à Sidon" (П., 1892).