(??????) ? в древней Греции юноши, достигшие ???, т.е. совершеннолетия, которое у афинян начиналось с 18-летнего возраста, и составлявшие особый общественный класс учащейся молодежи в возрасте от 18 до 20 лет. История эфебии и система воспитания Э. начинается со второй половины V в. до Р. Х. Программа обучения, в которую первоначально входило одно военное искусство, в эллинистическую эпоху расширилась, приблизив систему обучения Э. к типу университетского (в смысле того времени) образования. В начале каждого гражданского года все граждане, достигшие в предыдущем году совершеннолетия, становились эфебами , имена их вырезывались первоначально на деревянных досках, а во времена Аристотеля ? на бронзовых стелах, которые выставлялись перед булевтерием. Число Э., вносившихся ежегодно в списки, точно неизвестно: с вероятностью можно сказать, что их было в среднем около тысячи. Так как афиняне несли военную службу до 60 лет, то, для проверки наличности милиции, каждая стела с именами эфебов стояла 42 года, т. е. до тех пор, пока призыв данного года не достигал срока увольнения в окончательный отпуск; следовательно, одновременно таких стел было 42. По занесении Э. в списки их водили в храмы, а затем распределяли по гарнизонам в Мунихии и Акте. В первый год эфебии Э. приносили в храме Аглавры, в присутствии членов своих демов, клятву, обязуясь не позорить священного оружия, быть стойкими в битве, сражаться за своих богов и свой очаг, возвеличить отечество, повиноваться приказаниям магистратов, подчиняться законам, бороться против их нарушителей и чтить богов своих предков. В свидетели клятвы призывались между прочим Аглавра (дочь Кекропа), Зевс, Фалло (богиня расцвета ), Авксо (богиня роста ). После этого начинались занятия, к которым были призваны Э., а именно прохождение военного искусства и предметов общего образования под руководством назначенных государством преподавателей. Для прохождения военного искусства Э. имели двух преподавателей гимнастики и, сверх того, отдельных преподавателей для усовершенствования в стрельбе из лука, метании дротика, употреблении оружия, управлении катапультой и т. д. Лекции по предметам общего образования (по Плутарху = ???????? с философией, геометрия, риторика и музыка) читались в Диогеновской гимназии (??????????). По истечении года, Э. получали в народном собрании, устраивавшемся в театре, по щиту и копью, после чего проходили школу полевой и гарнизонной службы, в качестве гарнизонных солдат, или блюстителей порядка в общественных местах. В качестве гарнизонных солдат они назывались также периполами. Наблюдение за нравственным воспитанием Э. и внешним устройством их жизни имел космет , под начальством которого состояло 10 софронистов , по одному от филы. Выбор косметов и софронистов производился в народном собрании из числа лиц свыше 40-летнего возраста, избранных предварительно по филам. Каждый Э. получал от государства по 4 обола в день, которые отдавались в распоряжение софронистов и расходовались на стол; столовались же Э. по филам. Жили Э. ? за исключением тех, которые несли службу в городе ? в соседних домах и крепостях, но в промежутках между служебными занятиями они могли бывать где угодно и проводили время по своему усмотрению. Внутри эфебии существовали отдельные группы и корпорации Э.; кроме того, Э. соединялись в парные союзы, причем каждый Э. имел своего "друга" или "брата". Вообще ассоциация Э. напоминает собой до известной степени общества американских или английских студентов. Как цвет гражданского населения, Э. обязательно участвовали в религиозных процессиях и празднествах, позднее ? при встрече римских послов; они присутствовали в полном вооружении в народных собраниях, в качестве наблюдателей за порядком. Одежду эфебов составляли шляпа с полями и хламида. Вне службы эфебы вели шумную, полную удовольствий жизнь; одни проводили время за игрой в кости или у флейтисток, другие посещали гимназии, служившие с IV века местами собрания блестящего афинского общества. Вообще из Э. состояла так называемая золотая молодежь афинских щеголей.
Ср. Dittenberger, "De ephebis Atticis" (Геттинген, 1865); Dumont "Essai sur l'eph ebie att ique" (П., 1872); Латышев, "Очерк греческих древностей" (ч. I, СПб., 1897, стр. 272?274).
Н. О.