Значение слова ЭМБЛЕМА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ЭМБЛЕМА

(греч. ???????) ? условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или другой смысл. От аллегории Э. отличается тем, что она возможна только в пластических искусствах, от символа ? тем, что смысл её иносказания установлен и не подлежит толкованиям. Якорь ? надежда, змея, кусающая свой хвост, ? вечность, кадуцей Меркурия ? торговля, лира ? музыка: таковы примеры наиболее употребительных Э. Они должны быть непременно ясны и просты, зритель должен в них видеть то, что ему хотели сказать; наоборот, в символ он вкладывает содержание, которое может быть совершенно независимо от намерений художника. Символ есть воплощение идеи, Э. ? условный знак, ее заменяющий, её иероглиф. В символе выражена колеблющаяся, неопределенная группа пережитых впечатлений, которая и для самого художника в виде отвлеченного обобщения не существует, ибо художник мыслит образами, а не придумывает их для иносказательного выражения идеи. Там же, где отвлечение переводится в форму вещественного иносказания, мы имеем Э.: это не символ, а аллегория ? прозаическая схема, готовая идея, одетая в оболочку реального образа. Поэтому "Ночь" Микель-Анджело или барельеф, изображенный Тургеневым в стихотворении в прозе "Necessitas-Vis-Libertas" ? нe Э., а символы, дающие движение мысли, осложняющие ее. Слово ??????? у греков и римлян означало рельефные украшения на предмете из другого материала, например серебряную фигуру на бронзовой вазе, затем всякие наборные художественно-ремесленные произведения, каковы, напр., мозаичные полы, вещи, изготовленные из разнородного и разноцветного материала, вышивки на бордюрах одежд, декоративные группы предметов в стенной живописи, украшения на мебели и т. п. Нынешний свой смысл слово Э. получило лишь в XVI ? XVII в., когда аллегории были весьма популярны и когда в Э. перелагали все области знания, от богословия до физики, от политики до грамматики. Библиография уделяет особенное внимание множеству сборников Э., обыкновенно превосходно изданных и интересных для истории декоративных искусств. Особенно популярны были "Э." миланца Альциати (1531), до 1781 г. выдержавшие до 130 изданий в разных странах Европы. У нас имели успех "Эмблемы и Символы" Максимовича-Амбодика, о роли которых в воспитании маленького Лаврецкого с такой теплотой говорит И. С. Тургенев. Сборники Э. для различного применения в прикладных искусствах издаются и теперь.

А. Горнфельд.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.