Значение ЭЛЛЕРИАНСКАЯ СЕКТА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ЭЛЛЕРИАНСКАЯ СЕКТА

(Ellerianische Sekte, Ellerische Rotte), иначе Циониты, основана Ильей Эллером (Eller, 1690?1750), который в начале XVIII стол. служил мастером на ленточной фабрике вдовы Болкгауз и в 1712 г. женился на своей хозяйке. Его жена, как оказалось, принадлежала к фанатической секте сепаратистов, члены которой для своих религиозных собраний сходились в её доме. Эти собрания посещала в числе других и молодая 22-летняя девушка-швея, Анна фон-Бюхель. Приведенная Эллером в состояние религиозного исступления, она объявила однажды, что получила "откровение", и пророчествовала о приближающемся наступлении царства Божия, или Нового Сиона (откуда приверженцы и стали называться ционитами), основателями которого будут Эллер, как "отец Сиона" (Zionsvater), и она сама, как "матерь Сиона" (Zionsmut t er). В 1733 г. Эллер женился на пророчице, и теперь она предсказала второе пришествие Христа во плоти: он должен сверхъестественным образом родиться от "матери Сиона", как "солнцем одеянной жены" (Откров. 12, 1, след.). Родившийся в 1734 г. сын её был встречен как Мессия, и даже ранняя смерть младенца (в 1735 г.) не могла образумить сумасбродов. Община вела роскошный и вместе распутный образ жизни, что в особенности ярко обнаруживалось на "вечерях любви". Когда власти стали обращать внимание на действия ционитов, Эллер купил поместье Ронсдорф (откуда и секта иногда называется Ронсдорфской) и основал здесь новое фабричное местечко, которое быстро достигло цветущего состояния, в 1741 г. сделалось приходом, а в 1745 г. городом; первым приходским священником его был Шлейермахер, дед известного богослова. "Матерь Сиона" в 1743 г. внезапно умерла во время одной беспутной "вечери любви". После смерти Эллера в роли "отца Сиона" выступает приемный сын Эллера ? Волкгауз, а его дочь Сара ? в роли "матери Сиона". В 1754 г. Ронсдорф порвал связи с синодом реформатской церкви; с этого же времени начинается и внутреннее распадение секты. С избранием в 1768 г. нового проповедника, Гермингауза, она снова присоединяется к реформатской церкви и таким образом исчезает. Ср. Kneve l, "Entdecktes Geheimniss der Bosheit der Ellerianischen Sekte" (Mapбург, 1751); Goebel, "Geschiсhte des christ. Lebens in der rhein.-westf a l. Kirche" (II т., Кобленц, 1852).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.